Прямой эфир

«Кино для бедных»: петербуржцам рассказали, почему в России непопулярны комиксы

Михаил Колокольцев
26 мая 2021, 22:12
Комикс-индустрия в нашей стране только начинает развиваться, но уже сейчас на русском языке выпущены книги, которые просто нельзя обойти стороной. Почему давно пора перестать относиться к графическим романам предвзято и с пренебрежением – на 78.ru.
Фото: 78.ru

Готовы рассказать, но не нарисовать

В конце 1970-х годов группа французских художников выпустила манифест, в котором присвоила комиксам звание девятого вида искусства. Однако в некоторых странах, в частности в России, к рисованным историям до сих пор многие относятся скептически: в лучшем случае — как к журналам для детей, в худшем — как к книгам для дебилов. Последнюю точку зрения пару лет назад на Московской международной книжной выставке-ярмарке озвучил тогда ещё министр культуры Владимир Мединский.

Аскольд Акишин и Донасьен де Рошамбо/ Фото: 78.ru
Аскольд Акишин и Донасьен де Рошамбо/ Фото: 78.ru

Однако и в России популярность комиксов в последние годы растёт, а отношение к графическим романам постепенно меняется. Но пока ещё наша страна находится в начале пути. Об этом в рамках дискуссии о комиксах на Международном книжном салоне заявил иллюстратор и автор комиксов Аскольд Акишин.

— Я считаю, что в Европе комикс — это искусство, в России — пока нет. У нас нет художников, которые претендуют на это звание. Основная масса людей, занимающаяся у нас комиксами, это молодёжь, которая, нарисовав одну историю, считает себя комиксистами, но это не так, надо учиться рисовать. Молодёжь в этом отношении очень ленивая, их хватает на 10 страниц и всё. Они готовы рассказать историю, но не готовы перенести её на бумагу, проиллюстрировать, — сетует автор комиксов «Преступление и наказание», «Командировка» и «Меня зовут Гуми-Лев».

Симбиоз языка и графики

Из всех видов искусства комиксы ближе всего к кинематографу. Такой точки зрения придерживается автор комиксов из Германии Маркус Витцель, больше известный как Мавил.

— Многие говорят, что комиксы — это часть литературы или кино, но это отдельный вид искусства. Я стараюсь делать свои истории такими, чтобы они были не похожими на кино. Для меня не так важно, как это назвать: комиксы или графические романы, для меня важно то, что я делаю. В отличие от кино комикс не требует большого количества средств или каких-то вложений, — подчеркнул автор комиксов «Киндерланд» и «Давай останемся друзьями».
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Комикс нельзя отнести к литературе, живописи или кинематографу, убеждён греческий историк, писатель, сценарист и доктор философии Димосфенис Папамаркос.

— У меня литературное прошлое, я начинал как писатель. Комикс — это абсолютно другая форма искусства, возможность рассказать историю по-новому, ещё одна форма повествования, где органично существует симбиоз языка и графики. Это то, о чём я пытаюсь всегда помнить, создавая комикс. В комиксе вы должны оставить место для воображения. Для меня комикс стал идеальной формой — тем, что нельзя рассказать другими средствами выразительности, — подчеркнул философ.

Бэтмену здесь не место

Начать читать комиксы очень просто — для этого достаточно прийти в магазин и выбрать понравившуюся вам историю, считает Акишин.

— У нас сейчас наблюдается засилье американских комиксов, я ищу европейские, французские, их на русском языке выходит не так много, но если что-то появляется, я с удовольствием приобретаю и читаю. Меня в первую очередь подкупает графика, и на этом я уже несколько раз погорел. Мой любимый персонаж американских комиксов — Бэтмен, но все истории про него по сути об одном и том же: какой он несчастный, у него убили родителей, и он решил бороться со злом. Это не моё, — признаётся автор.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Настоящим искусством Аскольд называет комиксы итальянского иллюстратора Серджо Топпи (в России вышли его «Шараз Де», «Коллекционер» и первый том «Новелл»). Соглашается с ним и директор культурного центра «Франкотека», программный координатор Московского международного фестиваля комиксов «КомМиссия» Донасьен де Рошамбо из Франции.

— Два ведущих комикс-издательства в России — это «Бумкнига» и «Zangavar». Во Франции много комикс-шопов, а в книжных магазинах бывает, что комиксам посвящён целый этаж. Конечно, очень важна обложка, но нужно быть осторожным: бывают очень красивые комиксы, но в них нет интересных историй, а бывает наоборот — рисунки ужасные или слишком сложные, нужно равновесие, — убеждён де Рошамбо.

Обвинять комиксы — всё равно, что обвинять театр

Нельзя говорить о том, что адаптация какого-либо произведения в виде комикса — это всегда упрощение, считает Папамаркос.

— Моей первой работой была адаптация античной литературы, но её сложно хорошо перевести на язык комиксов. Адаптация должна что-то добавлять к оригинальному произведению. В целом я не против литературных адаптаций, это просто ещё один вид творчества в сфере комиксов, но необходимо, чтобы работа отвечала заданным критериям, давала художнику свободу. Порой нельзя ничего добавить к шедевру, но адаптации позволяют большей аудитории познакомиться с каким-то произведением. Это не упрощение, если комикс сделан хорошо. Если он упрощает, значит, комикс сделан плохо. Мы должны винить не средство выражения, а автора. Это всё равно, что обвинять театр в упрощении какого-то романа, перенесённого на сцену, — подчеркнул греческий философ.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Донасьен де Рошамбо добавил к этому, что иногда адаптация получается даже лучше оригинала, что применимо и к комиксам.

Цвет не имеет значения

Цвет не играет в комиксах существенной роли, всё это — дело вкуса, считает Аскольд Акишин.

— Я в основном занимаюсь чёрно-белыми комиксами. Один раз, когда я продавал свои комиксы на фестивале, ко мне подошла женщина с ребёнком и спросила: «Это книжки для раскрашивания?» Я сказал: «Если хотите». Мы знаем много авторов, которые всю жизнь занимались чёрно-белой графикой, но в их работах и так видны все цвета, перекрашивать их не нужно. Это всё равно что перекрашивание фильмов. Давайте ещё памятники покрасим, подведём им ресницы, наложим румяна. Зачем это нужно? Пером и кистью можно передать, что угодно. Кто-то ненавидит, а кто-то боготворит «Чёрный квадрат» Малевича, но сколько эмоций он вызывает? — спрашивает отечественный автор комиксов.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Мавил признаёт, что раньше у него в голове рождались чёрно-белые образы, однако сейчас чаще — цветные. Художник старается делать что-то красочное, хотя уважает оба направления. Димосфенис Папамаркос также отмечает, что у него нет предпочтений: рисовать в цвете или нет — в итоге всё сводится к тому, как лучше передать атмосферу определённой истории, важно, чтобы у автора было понимание, что он хочет сделать, сказать.

— Французы часто издают альбомы в обоих вариантах — можно выбрать чёрно-белый комикс или в цвете. В России комикс долгое время был чем-то незначительным, советские люди очень любили мультики, и они были замечательные, а комиксы пытались как-то замять. В Европе же комиксы приходили из карикатурных журналов. По большому счёту индустрия комиксов в России началась только с 90-х годов, с Акишина, «БумФеста» и «КомМиссии», с американских комиксов, манги, «Тинтина» и «Астерикса». Ещё 5-10 лет назад в России никто не зарабатывал на комиксах, сейчас это начинает становиться бизнесом. У России очень большое наследие, и русские должны найти свой стиль, — заявил Донасьен де Рошамбо.

Компромисс приводит к посредственным результатам

Чтобы развивалась отечественная комикс-индустрия, нужно создать продукт, который заинтересует читателя, уверен Аскольд Акишин. Сейчас в нашей стране есть лишь одно издательство, которое массово выпускает исключительно российские комиксы — «Bubble». Недавно на больших экранах даже вышел первый фильм по российскому комиксу «Майор Гром» про полицейского из Петербурга.

— Я не только комиксами зарабатываю, я всегда стремился к книжной иллюстрации. Например, в январе я не заработал ни копейки, но взялся за несколько работ. С другой стороны, иногда может свалиться куча денег, такое тоже бывает, что, конечно, радует. На самом деле я человек разносторонний, живу не только комиксами, коллекционирую солдатиков и персонажей из комиксов. Нужно, чтобы люди, рисующие комиксы, относились к этому серьёзно, не бросали это занятие. У нас многие хотят быстрых денег, а это, как правило, тяжело, надо потерпеть, поучиться. Мне всегда очень тяжело начинать, но если уж я взялся за что, то обязательно заканчиваю. Если у вас есть желание, умение и время делать комиксы, добро пожаловать в нашу компанию, — пригласил комиксист.
Фото: Olga Sokolova/Global Look Press
Фото: Olga Sokolova/Global Look Press

Запрещённых тем в комиксах, по большому счёту, нет, полагает немецкий автор Мавил, однако есть темы, которые не всем интересны. Сам он всегда старается сделать комикс на ту тему, где ему есть что рассказать. Греческий писатель и сценарист Димосфенис Папамаркос также считает, что не стоит волноваться о рынке, где будет выпущен комикс, в первую очень следует думать о самой истории.

— Создание истории — это нечто личное, идея, которая мне близка, и я хочу выразить её на бумаге. Конечно, за это можно поплатиться, так как можно создать что-то, что не будет востребовано. Я не зарабатываю деньги на комиксах, для меня это больше занятие для души. Я создаю то, что мне самому нравится в первую очередь. Компромисс приводит в лучшем случае к посредственным результатам, — заключил философ.

Чтобы не откладывать знакомство с комиксами в долгий ящик, достаточно в ближайшие три дня посетить XVI Санкт-Петербургский международный книжный салон, который впервые проходит в самом центре города — на Дворцовой площади. Причём найти здесь можно не только графические романы, но и много других самых разных книг по издательским ценам.