Бандитские, голодные, пьяные, лихие — такими запомнили 90-е жители практически всех городов России. Именно этому легендарному периоду и посвящена новая интерактивная карта, в основу которой легли воспоминания знаменитых петербуржцев. Её приурочили к выходу сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», в котором главную роль исполнила петербургская актриса Ксения Каталымова. Карта — своего рода платформа для диалога о 90-х. В маршруте около 50-60 локаций. Жизнь города в те годы представлена через личности — художников, писателей, артистов, бизнесменов. В проекте приняли участие Александр Цыпкин, Ника Стрижак, Кирилл Набутов, Егор Дружинин, которые рассказали о своих любимых местах в Петербурге, а также об эмоциях, которые связаны с этими местами. Расскажем о главных точках на карте, которые сопровождают видео, интервью, цитаты и исторические справки.
Скрин интерактивной карты по местам 90-х
Все места позволяют говорить об основных явлениях 90-х, которые характеризовали как весь период в целом, так и Петербург особенно. Именно в эти годы идёт масштабная приватизация, причем начинается она именно с «хлебных» и престижных локаций.
Взять, к примеру, Невский проспект. Почти 40% всех зданий, от Дворцовой до площади Восстания и часть Старо-Невского проспекта, оказались переданы в частные руки. Потом, конечно, этот процесс остановили, но многие успели сделать бизнес и имя себя за это время.
Хозяевами всего Невского проспекта считались братья Шевченко, они же владельцы группы «Норд». Им принадлежали казино Golden Dolls, клуб «Голливудские ночи» — он был самым престижным в городе, сюда стремились попасть все.
Самая знаковая для 90-х локация — это казино «Премьер», который размещался на месте ресторана «Палкинъ». Вообще это здание много раз меняло своё назначение — здесь был ресторан, кинотеатр, казино, обменный пункт, клуб и снова ресторан. Именно в казино «Премьер» и работал в 1987 году тогда ещё киномеханик, а теперь именитый петербургский ресторатор Леонид Гарбар.
В начале 1990-х прошла приватизация кинотеатра, совладельцами ТОО «Киноклуб Титан» стали члены трудового коллектива, в том числе, директор кинотеатра, заслуженный работник культуры РФ Людмила Комаровская и старший инженер Гарбар.
— Примерно в то же время к нам пришли ребята из компании «СЭТ-Гейм» и предложили сделать в фойе кинотеатра казино, — вспоминает он. — Людмила Михайловна согласилась, я тоже.
Так появилось одно из первых на Невском казино «Премьер». Потом здесь появился зал с игровыми автоматами и обменный пункт. Крайне популярные заведения в 90-е.
К слову, идея открыть первый круглосуточный ресторан в Петербурге в то время также принадлежала Леониду Гарбару. В ресторане не было поваров, а были девочки из закрытого детского сада. По воспоминаниями самого ресторатора, «наш умный бухгалтер считал, что плохой человек вкусно не приготовит и девочки своими добрыми руками готовили домашнюю еду».
Город превратился в огромный рынок — это из воспоминаний любого, кто жил в Петербурге в 90-е. Продавали везде — у метро, вдоль парков, на улицах и площадях. В любом месте, где можно разложить свой товар и хоть что-то получить за него. Многим приходилось становиться торговцами поневоле, ведь на предприятиях зарплаты платили не деньгами, а продукцией. Вот и несли работники «Красного треугольника» шины да каучук на продажу.
В это время как раз открылись границы и начали появляться челночники с клетчатыми сумками. Люди ехали в Болгарию, Турцию, Румынию и привозили товар на продажу. Пограничники на всё это смотрели сквозь пальцы, а в Выборге таких бизнесменов называли «тушканами».
Есть места, над которыми ни время, ни люди не властны. Так можно сказать про два злачных места в Петербурге — Сенная площадь и Апраксин двор. Любой уважающий себя экскурсовод, прежде чем повести вас на «Апрашку», попросит убрать телефон в сумку, а лучше оставить его в автобусе. Карманники, мошенники, криминальные элементы — всё осталось как было.
Дурная слава у Сенной площади была всегда, начиная чуть ли не с основания Петербурга. В районе площади всегда продавали краденное и там всегда жили разные маргинальные личности. Была одна особая черта у Апраксина двора в 90-е — напёрсточники. А ещё милиция, которая вроде следила за порядком, но складывалось впечатление, что не только напёрсточники пытались обмануть посетителей рынка. Продукты были не качественные, или это был контрафакт. Вокруг Сенной площади, к примеру, были цеха, куда привозили заветренную колбасу, отмывали её, натирали маслом и придавали презентабельный вид. Секонд-хенд выдавали за брендированную одежду. Отмывали, выпаривали, клеили бирку и поставляли в первые на то время бутики. Людям попроще «втюхивали» без обработки.
В 90-е годы киностудия документального кино «Лендок», как и все в то время, переживала не лучшие времена. Финансирования практически не было, но фильмы продолжали снимать, — либо на спонсорские деньги, иногда вовсе без бюджета.
«Брат» Алексея Балабанова стал манифестом и лейтмотивом того времени. И неожиданный «Оскар» за «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова придавал силы. Кинолента стала Лауреатом премии за «Лучший фильм на иностранном языке».
На киностудии «Лендок» как раз в то время начинает снимать помещение для репетиций и записи своего первого альбома ещё неизвестная никому группа «Ленинград». Как рассказывал сам Сергей Шнуров, тот самый Ленинград в привычном звучании начался на «Лендоке».
Для юношей и подростков 90-е становятся возможностью, а чаще единственным шансом выжить — примкнуть к субкультуре. Появляются панки и рокеры, новые локации и андеграунд. Молодёжная культура уходит в клубы. Знаменитые клуб «Сайгон» и «Грибоедов» становятся культовыми на то время местами. А аперитивом для молодежи стала Ротонда на Гороховой. Именно сюда приходили все неформалы, чтобы «выпить и закусить».
Манифестом того времени становится и песня «Дыхание» группы «Наутилус Помпилиус». Это отражено в фильме «Брат». Кассету с этой группой Данила Багров покупает в магазине Rock Island, который находится рядом с нынешней Евангелическо-лютеранской церковью Св. Анны или Анненкирхе на Кирочной, 8.
В 90-е в церкви был кинотеатр «Спартак», потому клуб «Спартак». Утром — служба, днём — кинопоказы, вечером — концерты. Вот такой попкорн. Это, к слову, ещё одна «фишка» Петербурга в 90-е — приспособление церквей для совершенно иных целей.
Второй такой храм размещался на Васильевском острове — Церковь Св. Екатерины. В 1991 году продюсер Андрей Тропилло открыл там Продюсерский центр, где официально издавал свои диски. В начале 90-х на лейбле «АнТроп» были выпущены пластинки The Beatles, Led Zeppelin, The Byrds, Тома Уэйтса, рок-оперы «Иисус Христос-Суперзвезда».