Документальных и художественных фильмов о катастрофе на Чернобыльской АЭС снято немало. Самым нашумевшим стал мини-сериал HBO, вышедший на американском ТВ в 2019 году. Сериал из пяти эпизодов довольно полно отражает все события, связанные с трагедией в Припяти, однако, по мнению некоторых экспертов, недостаточно достоверно. В период выхода американского телесериала в киносообществе заговорили о новом проекте, связанным с историей катастрофы — фильме актёра и режиссёра Данилы Козловского «Чернобыль», работа над которым началась ещё в 2018 году. Именно из-за этого совпадения во времени его проект был буквально «обречён» на сравнения с зарубежным сериалом. Однако сопоставлений с другими картинами ни Козловский, ни продюсер фильма Александр Роднянский не боятся.
— Сериал «Чернобыль» (производства канала HBO) вышел в начале мая прошлого года, пятого числа. Съёмки же нашей картины стартовали 18 мая того же года. Ровно через 13 дней. То есть, если бы это был наш ответ, тогда на подготовку, написание сценария, поиск финансирования, утверждение локаций, согласование съёмок, поиск и утверждение артистов, исторического реквизита, пошив костюмов, постройки декораций (включая водных в Будапеште) и много чего другого у нас было бы всего 13 дней. Я думаю, что даже самому неискушенному в смысле кинопроизводства зрителю понятно, что это просто невозможно. На подготовку такого фильма уходит минимум два года, а то и больше. У нас ушло несколько лет. Просто так случилось, что выходит сразу два больших проекта в разных странах на схожую тему, — писал в своём Instagram Данила Козловский ещё в феврале прошлого года, отвечая на обвинения зрителей в плагиате.
По мнению актёра-режиссёра, такие темы, как Чернобыльская катастрофа заслуживают того, чтобы разные страны мира создавали фильмы о ней. И в таком случае, считает Козловский, странно называть схожие исторические эпизоды плагиатом.
Однако разговоры о киноленте ходили не только в контексте сравнений с рейтинговым сериалом. Премьеру фильма постоянно откладывала эпидемия коронавируса в то время, как права на показ «Чернобыля» активно раскупали мировые державы: так, ленту уже приобрели в США, Китае, Канаде, Германии и других странах, что стало для команды фильма особо значимым успехом, рассказал продюсер Александр Роднянский.
— Выйти на международную площадку на сегодня — важно для любого фильма. Современное российское кино в силу своего качества, амбиций, работающих в нём талантливых специалистов претендует на аудиторию гораздо более широкую, чем отечественная. И мы мечтаем, чтобы наши фильмы пересекали границы и заставляли эмоционально реагировать, смеяться и думать не только россиян. Это же универсальное искусство, это кино. Поэтому для нас сотрудничество с зарубежными прокатчиками очень важно, особенно когда речь идёт о такой истории, как Чернобыль, об истории людей, оказавшихся внутри этой катастрофы — одной из самых важных техногенных катастроф прошлого века. Нам предлагали сотрудничество многие страны, включая знаменитые стриминговые платформы, — заинтриговал Роднянский, загадочно промолчав на уточнение 78.ru, не предлагал ли сотрудничество Netflix.
Интересно, что «Чернобыль» Козловского не стал «замахиваться» на рассказ полной истории трагедии на атомной станции в Припяти. Этот фильм сконцентрируется на отдельном эпизоде катастрофы на ЧАЭС: подвиге пожарных, которые, рискуя жизнью, выпустили воду из-под ядерного реактора и таким образом, предотвратили второй взрыв. По сюжету, главный герой фильма — пожарный Алексей (в исполнении самого Козловского) просто мечтает о светлом будущем на берегу моря со своей возлюбленной Олей. Но чернобыльская катастрофа кардинально меняет планы сентиментального героя, ведь именно ему и ещё двум молодым пожарным предстоит рискнуть жизнью ради спасения своего народа. По словам Козловского, его «Чернобыль» — это не только история о безусловном героизме, но и легенда о невероятной любви и драма человеческих судеб, рассказал в беседе с 78.ru сам Данила Козловский.
— У нас не стояло цели снять фильм с реальными эпизодами ликвидации аварии. Мы «шли» от героев, потому что у нас всё-таки не историческая реконструкция, а история конкретных людей про их судьбы, и для нас это было важнее, чем документальное воссоздание событий. Мы изначально знали о реальном эпизоде, когда пожарным нужно было выкачать воду из бассейна, чтобы избежать возможности второго, даже более мощного взрыва, из-за которого часть Европы могла стать необитаемой землёй, и именно вокруг этого мы ставили весь сюжет, — рассказывает режиссёр.
И по мнению киноэкспертов, выбор более узкой темы — правильный с учётом ограниченного экранного времени.
— Разумеется, рекламная кампания вокруг фильма «Чернобыль» Козловского выстраивается от противного: сериал HBO в хорошем смысле сильно «наследил» и заявлять, что мы сняли нечто более правдоподобное, чем они, было бы неправильно. Никогда в два часа не поместится то, что в сериал из пяти серий. Но если говорить о составляющей катастрофы, сценаристы и продюсеры фильма «Чернобыль» сделали совершенно правильный выбор и сосредоточились на одном конкретном эпизоде, не менее героическом, чем первая ночь работы после взрыва, и показали максимально детализировано решение этой проблемы, насколько это возможно для большого драматического кино, — считает кинообозреватель Вероника Скурихина.
Главные роли в фильме исполнили Данила Козловский, Оксана Акиньшина, Филипп Авдеев, Равшана Куркова, Николай Козак и другие. Непосредственное участие в создании киноленты принял продюсер знаменитых картин Звягинцева («Левиафан», «Елена», «Нелюбовь») Александр Роднянский, который, собственно, и выбрал Данилу Козловского на роль режиссёр. Кстати, работа в режиссёрском кресле над «Чернобылем» стала для Козловского второй после «Тренера». Работая на двух основных постах одновременно, Козловскому, как он сам признаётся, пришлось преодолеть непростые испытания во время съёмочного процесса.
— Самыми сложными были подводные сцены. Все кадры под водой выполняли сами артисты и одновременно режиссировать площадкой под водой и играть без возможности подсказывать актёрам, т. к. я сам был под водой, было непросто. Но человек такое существо, которое ко всему привыкает, поэтому спустя несколько дней съёмок мы и с этим справились, и всё прошло вполне нормально, — поделился Данила Козловской.
Съёмки ключевых сцен фильма проходили и на настоящей АЭС в Курске, и в столице Венгрии — Будапеште. Работа над подводными сценами, которые на экране занимают всего 15 минут времени, потребовала длительной подготовки и нескольких сложнейших съёмочных дней в Венгрии. Все участники, включая оператора-постановщика, прошли курс подводного плавания и даже получили специальные сертификаты. Причём, во время съёмок сцен под водой, температура воздуха в павильоне поднималась почти до +52 градусов, что прибавило процессу ещё больше трудностей. Немало усилий пришлось приложить всей команде, снимая и пожар на атомной станции в Курске, рассказал продюсер фильма «Чернобыль» Александр Роднянский.
— Мы добились во многом благодаря Даниле Козловскому абсолютного сотрудничества со стороны «Росатома», что оказалось необычайно важным, ведь картина снималась на Курской АЭС, которая является точной копией Чернобыльской АЭС, как и многие другие. Поэтому зрители в кадре увидят, что горит реальная станция, строительство которой остановили вскоре после аварии и в неё не поставили оборудование. Думаю, что это уникальный фильм, сделанный аутентично — не построенный, на нарисованный, а снятый на реальной станции, — рассказывает продюсер.
Несмотря на возникший вокруг фильма негатив ещё в 2019 году во время премьеры американского сериала, критики приняли российскую картину довольно тепло, отметив масштабность съёмок и полноту излагаемого сюжета. Своим мнением о ленте с 78.ru поделилась кинообозреватель Вероника Скурихина.
— Смотря на общие слоганы, «Чернобыль» — это история любви на фоне катастрофы, но, на самом деле, мы понимаем, что любая экстремальная ситуация раскрывает человека таким, какой он есть. Именно эта драматическая задача в рамках погружения в воду возле реактора показана очень точно: каждый персонаж фильма со своим бэкграундом проходит трансформацию. То есть, с одной стороны в кинокартине детально показано, как решалась проблема на ЧАЭС, а с другой — чётко прорисована человеческая история и трансформация характеров. Я считаю, что этот фильм точно заслуживает своё место именно в ряде фильмов на тему катастрофы на Чернобыльской АЭС. Уверена, что эта картина сможет получить популярность на международной арене не только за счёт интересной темы, но и потому что это правда большое качественное и в хорошем смысле продюсерское кино, — считает Скурихина.
Кроме того, «Чернобыль» уже успели оценить «звёздные» эксперты — такие, как писатель Александр Цыпкин и актёр Максим Виторган. Первый в своём Instagram назвал фильм абсолютно метафизическим, высоко оценил красоту съёмок и смысл картины, которая «вообще не про катастрофу», а «про выбор души. И, конечно, про отцовство. В жизни появляется ещё одна жизнь, за которую даже самый оторванный и эгоистичный разгильдяй без сомнений готов отдать свою собственную». Виторган же резко и окончательно ответил всем обвиняющим «Чернобыль» Козловского в плагиате сериала HBO, назвав российское творение фильмом про чувственную природу очень разных людей в одних и тех же обстоятельствах. Особенно Максима его поразила операторская работа Ксении Середы, некогда работавшей над фильмом Кантемира Балагова «Дылда»:
— А как снят! Ксения Середа — оператор-звезда! Мировой уровень! Вообще, фильм очень похож на своего режиссёра Данилу Козловского — истовый и очень честный (в самом прекрасном, наивном смысле слова), — заключил экс-супруг Ксении Собчак.
Фильм «Чернобыль», премьеру которого не раз откладывали из-за пандемии, появится на экранах всех кинотеатров страны с 15 апреля.