Экоактивисты обнаружили незаконную свалку недалеко от пригорода Петербурга. Несколько лет назад общественники смогли остановить сброс мусора туда, но прошло время — и сейчас на Волхонское шоссе, 33 снова приезжают мусоровозы. Итог — горы высотой почти в десять метров на площади 12 гектаров.
Масштабы экологического бедствия особенно хорошо видны с воздуха. Свалка заканчивается прямо возле реки.
— Считал комитет экологического надзора, он обследовал Койровку, превышение по ртути было в 28 раз, в 17 году, ущерб больше 300 млн был насчитан ООО «Аква-Марин», — рассказал Сергей Виноградов, председатель экологической организации «Зелёный фронт».
Исследования стоков показали ещё большее превышение норм содержания ртути — в 540 раз. Но собственник участка до сих пор не понёс никакого наказания, несмотря на решение суда.
— Известно, кому принадлежит, были штрафы на строительные компании, нужно только политическое влияние. Жителям-то приходится жить и работать здесь с этой свалкой. Мы проводили экспресс-анализ проб уже видели что в наши две речки текут стоки, которые в 50-100 раз превышают допустимые нормы, — отмечает Сергей Грибалев — член общественного совета Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
После общественного резонанса в 2017 году свалка функционировать перестала. Как оказалось, на время. Недавно местные жители снова увидели здесь самосвалы, а теперь отходы напоминают о себе практически ежедневно.
— Мы живём, получается, в середине промзоны, есть жилой квартал Новогорелово и Горелово, как только ветер меняется, все запахи наши жители чувствуют. Невозможно проветривать помещения, появляется аллергический ринит, головные боли, — жалуется муниципальный депутат МО Горелово Юлия Лебедева.
На проблемы со здоровьем здесь жалуются часто. Связывают с большим количеством токсичного мусора, здесь вся округа — одна большая несанкционированная свалка. Люди опасаются, что с таким соседством недолго и до серьёзных болезней.
— У нас депутат Топузов — главный врач онкологического отделения на Ветеранов и, общаясь, мы узнаём, что очень много больных раком, и естественно откуда — именно после таких проблем, свалок, — предостерегает депутат МО Ульянка Александр Михайлов.
Вред для экологии от этой свалки заключается не только в том, что опасные вещества попадают в почву и воду. Тяжелые мусоровозы ломают деревья. Десятки поваленных берёз лежат по всему периметру свалки. В последнее время сюда привозят грунт. Под ним ещё с 2016-го года покоятся старая оргтехника, бытовые и строительные отходы, арматура.
— Мы подсчитали: они в год получают сотни миллионов с этого кусочка земли, за все годы миллиард на здоровье наших петербуржцев, это будет сотни лет отравлять нашу землю, — говорит сопредседатель гильдии экологических журналистов Союза журналистов Петербурга и Ленобласти Лина Зернова.
Всё происходящее заинтересованные лица пытаются выдать за рекультивацию земель. Только вот в государственные органы на согласование подобный проект не поступал.
Для оценки экологической безопасности намечаемой хозяйственной деятельности проекты рекультивации необходимо отправить на госэкоэкспертизу федерального уровня. У ООО «Аква-Марин», по имеющимся в управлении сведениям, отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы участка на Волхонском шоссе, 33.
Местные жители надеются, что после заключения экспертов свалку уберут, а в будущем на её месте появится новая зелёная зона
— У нас все ответственные органы делают отписки, вот это всё — это отписки, — потряхивая бумагами, говорит депутат МО Ульянка Сергей Крупко. Здесь мы с жителями можем что сделать? Участвовать в переводе земель в рекреационную зону
Но пока это лишь мечты… Вначале надо дождаться результатов проб почвы и воды. В Росприроднадзоре уже начали административное расследование, его результаты направят в природоохранную прокуратуру и Комитет по государственному экологическому надзору Ленинградской области. Активисты, которым уже не раз удавалось добиться решения о ликвидации незаконных полигонов, готовы идти до конца, чтобы не бояться за своё здоровье и дышать полной грудью.