– Пандемия спровоцировала рост количества некачественных и поддельных продуктов в торговых сетях, – заявил председатель петербургской организации «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий 12 марта на пресс-конференции, посвящённой Всемирному дню защиты прав потребителей.
К этому празднику «Общественный контроль» провёл глобальную проверку молочной продукции на полках петербургских магазинов, в первую очередь – молока, а также сметаны и сгущёнки. Как отметил глава общественной организации, ряд лабораторных экспертиз петербургской «молочки» позволяет сделать очень печальный вывод: за 2020 год объём фальсификата в городе значительно увеличился.
Причём принятое в начале 2019 года постановление о маркировке молока без растительного жира и с оным, как выяснилось, ничуть не мешает продолжать продажу суррогатов под видом полноценного молока. Эксперт рассказал, что 70% проверенных образцов пастеризованного питьевого молока не соответствует ГОСТу. А это на 40% больше, чем в 2020 году.
Основных способов фальсификации молока обнаружилось два:
Как обычно, плохо обстоят дела с молоком собственных торговых марок различных розничных сетей: «Ленты», «Окея», «Верного», «Магнита» и так далее. Например, пастеризованное молоко торговой марки «Окей», по результатам лабораторной экспертизы, сильно разбавлено сывороткой и содержит лишь 2,57% белка вместо 3%.
Особенно отличилось молоко марки «Мещерские росы», обнаруженное в продаже в сети «Семишагофф». Это как раз тот образец, в котором нет и признака молочного жира. Этот коктейль из растительных жиров никакого отношения к коровам не имел никогда.
Многие образцы молока могут «похвастаться» сильно заниженным содержанием жира по сравнению с заявленным. Так, молоко торговой марки «Сметанин», которое можно купить в «Магните», вместо заявленных 2,5% жира содержит лишь 1,5%. Очевидно, производитель переживает из-за глобальной эпидемии ожирения и заботится о потребителе, как может.
Серьёзнее всего, по данным «Общественного контроля», «отличились» три предприятия, поставляющих молоко в петербургские магазины:
Эти заводы, отметил Всеволод Вишневецкий, являются основными источниками фальсифицированной молочной продукции в Петербурге.
А вот с ультрапастеризованным молоком дела обстоят ещё хуже. Половина проверенных общественной организацией образцов, как выяснилось, не содержит молочного жира. Среди таких «героев» – торговые марки «Мещерские росы», «Бидончик», «Молочный терем» и «Моё любимое лето».
Непонятную жидкость этих марок под видом ультрапастеризованного молока продают супермаркеты «Семишагофф», «Верный» и «Сезон». Следует отметить, что «Семишагофф» особенно славится продажей продукции «с гнильцой» (во всех смыслах).
Чуть лучше, но тоже довольно печально обстоят в Петербурге дела со сметаной. Как выяснил «Общественный контроль», 20% сметаны на прилавках петербургских магазинов является в той или иной мере фальсификатом.
Нередко здесь тоже имеет место своеобразная «забота о фигуре» потребителей. Так, сметана торговой марки «Окей» с заявленной жирностью 20% на самом деле содержит лишь 10% молочного жира. Что, без сомнения, ощутимо удешевляет производство этого продукта.
Качество молока и сметаны особенно актуально на масленичной неделе, когда эти продукты покупают даже те, кто обычно обходится без них. Кроме того, сейчас мы чаще покупаем и сгущёнку, в которую так вкусно макать блины. Но и здесь, к сожалению, всё не вполне благополучно.
По данным «Общественного контроля», 40% сгущённого молока в петербургских магазинах не соответствует требованиям стандартов. Например, в сгущёнке ООО «Брасовские сыры» молочного жира не обнаружено, а сгущёнка торговой марки «Лента» не соответствует ГОСТу по массовой доле жира и белка в сухом обезжиренном молочном остатке.
Но рекордсменом по количеству нарушений оказалось сгущённое молоко «Главпродукт». По результатам лабораторных исследований, эта сладкая масса собрала сразу пять «красных карточек»: она не соответствует ГОСТу по количеству жира, белка, влаги, белка в сухом обезжиренном молочном остатке и сахарозы.
Всеволод Вишневецкий рассказал, что в его организации рассчитали к Масленице себестоимость одного блина домашнего приготовления. Выяснилось, что простой домашний блинчик стоит 2-2,45 рубля. Однако многие привыкли лакомиться готовыми блинчиками с начинкой из магазина. Но так ли много в фабричных полуфабрикатах начинки? И стоят ли эти лакомства своих денег?
Проверив несколько образцов замороженных блинчиков с мясом, специалисты «Общественного контроля» выяснили, что даже в самых дорогих из них содержание мяса не превышает 30-35%. Больше всего фарша обнаружилось в блинчиках марки «Окраина» – 35%. При этом, в пересчёте на вес такие полуфабрикаты обойдутся вам по 700 рублей за килограмм.
Блинчики «С пылу, с жару» стоят тоже немало – около 320 рублей за килограмм, а вот начинки там только 21%. Но хуже всего обстоят дела, как обычно, у продукции собственных торговых марок супермаркетов. Так, блины «365 дней» ТМ «Лента» содержат лишь 16% начинки, а образец из «Окея» марки «То, что надо» и вовсе наполнен лишь на 15%.
Конечно, у аутсайдеров и цены соответствующие: оба последних варианта обойдутся вам по 140 рублей за килограмм. Но , с другой стороны, стоят ли своих денег дорогие «флагманы», начинки в которых не намного больше?..