Они не хотят заниматься ерундой и отвечать на обращения составленными чужой рукой отписками, но их заставляют. Возможно, даже под пытками. Телеканал «78» выяснил новые печальные подробности из жизни депутатов Заксобрания шестого созыва: половину из них не просто превратили в банальных троллей (см. наше предыдущее расследование), но и вовсе низвели до уровня копировальных автоматов. Так сильно петербургских парламентариев ещё никто не унижал.
Всё это обнаружилось в ходе переписки. Уже три месяца наши съёмочные бригады не пускают в Мариинский дворец. Главный редактор телеканала Александр Анучкин обратился ко всем 49 депутатам Заксобрания с просьбой поднять тему недопустимости ограничения свободы слова в России на одном из ближайших заседаний и получил ответы от 43 народных избранников. 24 из них совпадают вплоть до последней запятой с тем ответом, который прислала глава управления информации Елена Гаврищук.
Две дюжины авторов друг за другом, словно попугаи, повторяют, что работа СМИ в ЗакСе «организована в полном соответствии с действующим законодательством», но нашу информацию они «приняли к сведению». Поскольку Елену Гаврищук назначил спикер Вячеслав Макаров, а все 24 одинаковых ответа присланы представителями «Единой России», можно догадаться, какой офицер дал соответствующую команду. Сам он, к слову, до переписки с журналистами не снизошёл.
Удивил Роман Коваль. Второй созыв подряд Вячеслав Макаров теряет соратников из-за искушений, связанных с бюджетом, и сейчас Коваль находится в местах не столь отдалённых. Но «по его поручению» нам написал помощник депутата. В остальном этот 25-й ответ совпадает с 24-я предыдущими. Ты можешь сидеть в тюрьме, это ещё не повод в точности не исполнить повеление своего председателя.
Сергей Купченко и Константин Чебыкин удивили ещё больше: они тоже работали в команде, но в другой. В своих ответах оба, независимо друг от друга, сообщили нам: «в процессе рассмотрения было установлено», что с аналогичными обращениями телеканал обратился и к другим депутатам. Поэтому парламентарии решили больше ничего не писать и не отвечать по существу. И действительно, крайние они что ли?
Ещё пять ответов от единороссов заставили нас заподозрить самое худшее. Когда Анастасия Мельникова прислала ещё одну копию типового ответа, но заменила обращение к главного редактору с «уважаемого» на «глубокоуважаемого», и добавила, что не просто ознакомилась с нашим письмом, а «внимательно ознакомилась», мы сразу подумали, что, возможно, это какой-то знак, и моментально обратились к специалистам в области криптографии.
Наши подозрения начали подтверждаться при чтении письма от Михаила Барышникова. На этот раз в ответ, написанный по шаблону, ему удалось вставить от себя не просто отдельные слова, а целый абзац.
«Хочу выразить вам благодарность за работу сотрудников телеканала в части предоставления возможности депутатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и другим представителям всех политических партий и общественных движений в прямом эфире „78 канала“, что даёт возможность всем жителям получить объективную информацию о работе органов государственной власти, депутатов и других организаций», — говорится в письме, а дальше идут стандартные слова об аккредитации в соответствии с законом.
Жаль, что в ЗакСе не действуют те же правила, и управление информации упорно отказывается аккредитовывать «представителей всех» СМИ.
Последние сомнения в том, что депутатов от «Единой России» просто заставили писать нам чушь, отпали после получения сразу двух писем от Алексея Цивилёва. Одно из них вплоть до запятой совпадает с двумя дюжинами других, а во втором «в дополнение к ответу» парламентарий благодарит нас за помощь в решении проблем жителей Кировского района, отмечает «высокий уровень профессионализма» сотрудников и поздравляет их с 8 Марта.
«Благодаря их работе удаётся решать многие проблемы жителей района. Для меня, как депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, такая поддержка со стороны 78-го канала имеет огромное значение», — пишет Цивилёв.
Это очень приятно, но нам бы хотелось ради своих зрителей находиться в зале заседаний, где депутатам периодически отключают микрофоны, и в трансляцию попадает не всё, что они говорят. А ещё мы не можем попасть на заседания комиссий и комитетов, а также лишены возможности посещать еженедельные брифинги председателя парламента и задавать вопросы, накопившиеся у телезрителей за месяцы ожидания.
Дмитрий Тугов также оказался оригинален. Вместо типового варианта он написал, что предоставленная нами информация не просто принята к сведению, а «будет учтена при исполнении… полномочий депутата».
«Благодарю вас за активную гражданскую позицию, а также за оказанное доверие», — закончил парламентарий.
Самый умный ответ прислал, как и положено, опытный депутат-единоросс Сергей Никешин, работающий в ЗакСе с первого созыва. Для этого мастеру оказалось достаточно исправить всего несколько слов. Он пишет, что работа СМИ организована не «в соответствии с действующим законодательством», а «в соответствии с внутренними актами». И правду написал, и поручение исполнил, избежав пыток, издевательств и других суровых последствий. Учитесь, коллеги! Только почему эти «внутренние акты» противоречат «действующему законодательству»?
Единоросс Алексей Макаров не прислал нам никакого ответа. Учитывая его отказ работать на фабрике троллей, мы расценили этот шаг, как безусловную поддержку. А Андрей Анохин записал видеобращение к спикеру, разработал целую стратегию решения проблемы из трёх пунктов и, реализуя первый пункт, запустил в соцсетях челендж под хэштегом #78говори. В нем приняли участие Илья Чёрт, Максим Леонидов и многие другие известные петербуржцы.
Ещё Анохин, как мы и просили, попытался поднять тему недопустимости нарушения закона «О СМИ» на последнем заседании, но услышав заветные цифры «7» и «8», Вячеслав Макаров моментально отключил микрофон. Тот же номер он повторил, когда в защиту свободы информации попыталась высказаться лидер фракции «Партии Роста» Оксана Дмитриева. А в конце заседания спикер не разрешил сделать заявление по той же теме фракции коммунистов.
Оксана Дмитриева с однопартийцем Сергеем Трохманенко в ответном письме признали, что самоизоляция Заксобрания от телеканала «78» «не только нарушает действующее законодательство, но и лишает граждан права на получение информации из разных источников». При этом они пожаловались уже нам, что из-за недавних изменений в регламенте заседаний депутаты от оппозиции сами «фактически лишены права на выступления».
В свою очередь Ольга Ходунова, Ирина Иванова и Александр Рассудов из КПРФ пообещали задать неудобные вопросы главе управления информации Елене Гаврищук. Например, о том, каково предельное количество журналистов, присутствующих на заседаниях, каким документом установлено это ограничение, и сколько сотрудников СМИ присутствовали на последних трёх заседаниях — 3, 10 и 17 февраля. По нашей информации, места в зале для журналистов по большей части пустуют, хотя отказы в аккредитации самого популярного в городе телеканала управление аргументирует именно нехваткой мест.
Лидер фракции ЛДПР Павел Иткин написал телеканалу, что его партия «выступает против ограничения свободы слова в любых проявлениях» и «против нарушений действующего законодательства», но вопросы организации работы СМИ отнесены к полномочиям Елены Гаврищук. За всей информацией о деятельности ЗакСа Иткин предложил обращаться в его пресс-службу. Это очень ценно, но нам хотелось бы самим выполнять свою работу.
«Эсеры» Алексей Ковалёв, Надежда Тихонова и Александр Егоров согласились с тем, что управление информации нарушает действующее законодательство, и заявили о готовности поддержать телеканал в суде, выступив в качестве свидетелей.
По словам Ковалёва, в соответствии с федеральным законодательством порядок прохода журналистов должен регулироваться регламентом ЗакСа, но за 26 лет депутаты так и не приняли этот документ. В результате фактически порядок аккредитации и работы журналистов определяется председателем парламента.
«На наш взгляд, распоряжения председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по вопросам внутреннего распорядка, в том числе о порядке доступа в здание Законодательного Собрания граждан и работы журналистов, приняты в нарушение вышеуказанной нормы закона за пределами компетенции председателя», — резюмировал депутат.
Телеканал «78» уже судится с городским парламентом, а предложение «эсеров» было передано юристам.
Несмотря на то, что 35 депутатов из 49 представляют «Единую Россию» и подчиняются Вячеславу Макарову, телеканал активно и деятельно поддержали девять парламентариев. Учитывая, что фракция ЛДПР тоже против ограничения свободы слова, мы получаем 12 депутатов. А если к ним прибавить шестерых единороссов, которые тоже выпали из общей массы, то план по спам-рассылке стереотипного вранья можно и вовсе считать сорванным.
Мы возмущены тем, как в Мариинском дворце обращаются не только с представителями оппозиции, но и с депутатами правящей партии, и со своей стороны обещаем и дальше бороться «за нашу и вашу свободу».