Витебский вокзал на день вернулся в XIX век: на платформе установили скамейки, на которых расположились барышни в нарядах и с кожаными чемоданами того времени, тележки с выпечкой и флаги РСФСР, а вместо привычных современных составов на рельсах появилось несколько каретных вагонов.
Пятый путь знаменитого петербургского вокзала вернулся в прошлое на день — для съёмок одной из сцен фильма «Декабрь» Клима Шипенко, повествующего о последних днях жизни Сергея Есенина.
Идея экранизировать трагическую судьбу поэта родилась у режиссёра ещё в студенчестве. Последние годы он вместе с отцом подробно изучал биографию, все существующие версии гибели, написал сценарий, однако начать съёмки так и не смог — масштабный исторический проект требовал финансовой поддержки. Деньги на производство картины режиссёр искал три года, несколько раз подавал заявку в Фонд кино и, даже несмотря на ошеломительный успех своих прошлых картин «Текст» и «Холоп», получал отказы.
— Мне никто чемоданы с деньгами для съёмок не приносит, — рассуждает Клим Шипенко. — Понимаете, «Текст» можно снять и без поддержки — это малобюджетная картина: вышел на улицу, декорации не нужны, костюмы тоже. Снимай! А историческое кино требует воссоздания эпохи — это невозможно сделать без финансирования.
Летом прошлого года он наконец услышал от экспертной комиссии Фонда кино положительный ответ и начал подготовку к съёмкам.
Судя по количеству существующих образов Есенина в кино, трагическая судьба поэта — излюбленная тема кинематографистов. Шипенко на их фоне решил отличиться, отказавшись от создания типичного байопика и выбрав для своей картины жанр экшн-триллера с элементами фантасмагории.
— Это интерпретация его последних дней жизни, которая вызвана тем, что меня вдохновило его состояние души. Фильм основан на фактах, но не является расследованием: я не претендую на правду, но и не конфликтую с ней.
Уточнение режиссёра имеет место быть: сюжет будущего фильма в некоторых моментах не совпадает с реальностью и данными биографов. Лента расскажет о том, как на границу СССР из Германии прибывает танцовщица Айседора Дункан, которая готовит побег Сергея Есенина. Он едет из Москвы в Ленинград, но на его пути возникает множество преград, а каких именно, авторы проекта не рассказывают. Зато уже известен финал картины — поэт будет убит, несмотря на официальную версию о суициде.
— Такой финал был выбран, так как я экранизирую последние несколько дней жизни именно внутреннего мира Есенина. При этом моя интерпретация не исключает другие версии. Я не буду раскрывать вам все детали фильма, но, когда вы его посмотрите, вы поймёте, что он не конфликтует с другими версиями. Я оставляю это загадкой.
И это, кстати, не единственно несоответствие с реальной историей. Вопросы и негодования у есениноведов может вызвать появление в картине Айседоры Дункан, которая, как известно, в 1925 году была в разводе с поэтом и общение с ним не поддерживала. Шипенко успокаивает биографов — любовной линии между Есениным и знаменитой танцовщицей не будет, она выступит лишь в качестве организатора его побега. Кроме того, зрителей ждёт появление ещё нескольких женщин, сыгравших важную роль в жизни и творчестве поэта.
— В жизни Есенина было много женщин, которые, несомненно, его любили. У него же к ним было разное отношение. Айседора Дункан является одной из множества женщин, которые появляются в картине.
Кто же сыграет знаменитую танцовщицу, авторы картины тщательно скрывают. На главную мужскую роль режиссёр выбрал любимчика зрителей Александра Петрова, с которым ему уже приходилось работать на съёмочной площадке фильма «Текст». Однако многих перевоплощение актёра в великого поэта не обрадовало: в Сети уже разгорелись споры об отсутствии их сходства и однотипной игре Петрова.
Во время кастинга режиссёр обращал внимание не на внешние данные, а на внутренний мир и состояние души кандидатов, которые должны были соответствовать его замыслу — изобразить совершенно нового для кинематографа Есенина.
— В фильме показан конкретно взятый отрезок времени — это закат, его последние дни. Как вы знаете, он тогда пребывал в состоянии достаточно нестабильном, с расшатанной психикой. В картине будет показан не ангельский Есенин, который ходит по полю, трогает рожь и читает стихи про берёзы. Это совсем другое. И у Саши есть этот опыт жизни, потёртость. Он ощущает какую-то жизненную боль, которую ощущал и Сергей Александрович.
Что касается внешнего сходства, а точнее, его отсутствия, то когда-то сыгравший поэта Сергей Безруков, говорит Шипенко, тоже был не похож на своего героя. Да это и не важно — главное, чтобы актёр сумел зацепить зрителя своим образом.
— Другой вопрос — понравиться публике. У Безрукова это получилось. То, как Саша Петров играет, тоже может ей понравиться, а может и нет. У него будет некий образ: Саша — блондин, у него голубые глаза. Если бы мне привели актёра лет 25, который идеально похож на Есенина, но пороха не нюхал, то он бы мне не подошёл. Потому что мы транслируем внутренний мир, а у молодого актёра его ещё не может быть в силу опыта.
«Декабрь» выйдет в прокат в конце этого года, если, конечно, пандемия не подкорректирует планы её авторов. Хотя фильм ещё находится в производстве, он уже вызвал массу споров. Клим Шипенко осуждений публики после выхода картины не боится, объясняя это тем, что показанное на экране — это взгляд конкретного человека, который ни в кое-случае не навязывает своё видение другим людям.
— Я понимаю, что фигура Есенина у всех своя личная, поэтому, конечно, абсолютно всех я не удовлетворю своими видением. У тех, кто уверен, что знает, как всё было, я не думаю, что увиденное будет конфликтовать с их мнением. Оно дополнит и, может, немного расширит их представление о фигуре. А те, кто мало знают, возможно, заинтересуются и будут дальше изучать его биографию, творчество. В общем, я надеюсь расширить кругозор зрителей.