Ковид подкосил предпринимателей. Почти каждое пятое предприятие малого и среднего бизнеса не вернулось к работе из-за коронавирусных ограничений. Но есть и бизнес-проекты, которые взяли старт во время пандемии. Корреспондент 78ru рассказывает о том, как больница в Коммунарке помогла петербурженке запустить новый фэшн-продукт и почему популярные в Японии африканские ежи могут прижиться в Северной столице.
Что общего между кокошниками для подиума и пространством для общения с карликовыми ручными ежами? И то и другое стало возможным в Петербурге благодаря пандемии.
Наталия Андреева вспоминает последнюю перед закрытием границ поездку в Европу и то чувство, которое она испытала при взгляде со стороны на показ высокой моды.
— В марте я отдыхала в Париже и случайно во время прогулки оказалась около Лувра. Шла Парижская неделя моды, у меня не было пригласительного билета. Я стояла на улице и смотрела, как шикарные дизайнеры, гости выходят на красную дорожку, — делится воспоминаниями владелец бренда. — Господи, я тоже хочу участвовать — либо как дизайнер, либо находиться в зрительном зале и смотреть на эту красоту.
В итоге в Россию с собой она привезла не бизнес-идею, а подозрение на коронавирус. С повышенной температурой девушку прямо из аэропорта отвозят в московскую Коммунарку, и она становится одним из первых пациентов главной ковид-больницы страны, где проводит больше трёх недель.
— Выйдя из Коммунарки, я просто осталась ни с чем. Сидела на карантине, у меня полный ступор и я не понимала, чем мне заниматься дальше, — говорит Наталия.
Зато осталась дружба, приобретённая за время лечения. Так, вместе с одной из медсестёр они стали перебирать разные ниши, чтобы запустить собственный бизнес. Тогда всё и сложилось: мечта о высокой моде и живущая в Комсомольске-на-Амуре швея, которая на тот момент создавала головные уборы для детских утренников.
— Звоню этому мастеру и говорю: здравствуйте, вы сможете сшить мне фэшн-кокошники? Я их выведу на Неделю моды и плюс хочу подарить кокошник Жириновскому, — вспоминает Андреева.
Спустя полгода после первой мысли о высокой моде модели в кокошниках по собственному дизайну Натальи вышли на дефиле во время Недели моды в Петербурге. В планах не просто подарить по такому Владимиру Жириновскому, Ксении Собчак и Анжелине Джоли, но и устроить показ в Чечне — в коллаборации с местными дизайнерами.
— Изначально, конечно, планировалось немного раньше, чем начался карантин, но он просто немножко сдвинул наши планы, — так начался бизнес управляющей тайм-кафе с ёжиками Марии Аппельганц.
Сдвинул планы во времени, но и сделал клиентов ближе. Устав от долгих дней в заточении и от постоянных ограничений в общении друг с другом, петербуржцы если не решаются завести собственных питомцев, то готовы приходить и знакомиться с экзотическими.
Фрост, в переводе «мороз» — пополнение в семействе карликовых африканских ежей. Он получил своё имя из-за белых иголок. Необычный формат тайм-кафе родом из Японии. Там ежей часто держат как домашних питомцев, тем более что дикой эта порода никогда не была, а изначально выводилась для общения с человеком. Подобное кафе успешно проработало два года в Москве, прежде чем закрыться на карантин. После чего бизнес не исчез, а наоборот — получил расширение.
Сейчас Ежевика сама охотно идёт на руки, и даже даёт потрогать пузико: за время карантина, что она провела в Москве, соскучилась по взаимодействию с людьми. Теперь она и её сородичи, африканские карликовые ежи, осваиваются и в городе на Неве.
Необычных стартапов, рождённых или получивших развитие в пандемию, неожиданно много, отмечают эксперты.
— Видимо, у стартаперов появилось больше времени посидеть за ноутбуком, порассылать предложения, — предполагает основатель компании Startup Family Александр Ружинский. — Мы смотрим проекты, которые связаны и с технологическим сегментом, и со сферой сервисом, но будем помогать проекту даже если он делает какие-то супервкусные, инновационные шоколадки — ведь даже у таких бывает «квантовый скачок».
Эксперты же поясняют: так проходит любой кризис. Пока одни терпят убытки и сетуют на то, что проверенная временем модель бизнеса рухнула, другие используют паузу для того, чтобы аккумулировать творческий и предпринимательский запал и выйти на рынок — с чем-то, чего ещё никогда не было.
Ранее 78.ru писал о том, что в Петербурге набирает популярность доставка готовой домашней еды.