Культура
11:243 декабря 2020

Цветаева под защитой потомков: Боярская, Хабенский и другие звёзды – о судьбе и вине поэта

Актриса Елизавета Боярская и режиссёр Алла Дамскер презентовали в Петербурге документальный фильм «Цветаева. OPEN», посвящённый самому спорному моменту биографии поэтессы – смерти её дочери в приюте. О проекте и его идее – из первых уст.
Марина Цветаева и ее дочь - Ариадна Эфрон/ Фото: commons.wikimedia.com

Дикая суть поэтессы-инопланетянки в интерпретации Боярской

– Для меня Цветаева стоит особняком от всех поэтов Серебряного века. Это моя личная привязанность, – призналась в интервью 78.ru актриса Елизавета Боярская. – Безусловно, можно о каждом поэте той эпохи говорить отдельно, это глубочайшие личности, но Цветаева – у неё был какой-то свой разговор с богом. Это не просто талант, не просто одарённость или чувство истории, века, предчувствие каких-то исторических событий – это нечто большее. Такое ощущение, что это какая-то космическая связь с создателем, который через её руки, голос, талант (говорил с людьми). На бумагу через неё выплёскивалось нечто большее, чем просто поэзия.

В новом документальном фильме Аллы Дамскер о тайнах жизни Марины Цветаевой Боярская сыграла лирическую роль – несмотря на совсем не художественный формат картины. Актриса читала в фильме стихи поэтессы. Как призналась на премьере «Цветаевой. OPEN» сама создательница картины, это получилось у Боярской великолепно. По её словам, даже самые придирчивые к декламации люди на свете – цветаеведы – от всей души одобрили её интерпретацию.

И это не удивительно, ведь ранее Елизавета Боярская уже играла саму поэтессу – в поставленном тем же режиссёром спектакле «1926» об эпистолярном романе Цветаевой и Пастернака. При этом актриса признавалась, что Цветаева для неё – настоящая инопланетянка, которую так трудно понять. Не удалось ей это и во время работы над ролью:

– Конечно, мне хотелось максимально приблизиться к её ощущению жизни в спектакле, к тому, как она её чувствовала. Но просто изучить биографию Марины Ивановны и понять её логику невозможно, да и не нужно. Это что-то живое, спонтанное, дикое, клокочущее, что актрисе можно только попытаться примерить или прикоснуться к этому, но по-настоящему понять человека такого масштаба, такого уровня, я думаю, нам, простым смертным, не дано.

По словам Боярской, за роль поэтессы в спектакле «1926» она с радостью взялась по одной простой причине – и дело здесь даже не в обаянии и харизме великого человека:

– Просто мне был интересен симбиоз музыки и поэзии. В спектакле «1926» мы именно это и делаем – соединяем стихи с музыкой. Главными героями являются у нас Марина Ивановна Цветаева, Пастернак и Рильке. Ещё одним героем героем на сцене является Дмитрий Сенковский, замечательный наш скрипач, который пронзает нас очень разнообразным и интересным музыкальным репертуаром. Режиссёром этого спектакля также является Алла Дамскер.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Роуд-муви по цветаевским местам

Алла Дамскер призналась, что такой глубокий и сильный интерес к творчеству Цветаевой зародился у неё именно во время работы над спектаклем «1926». Название театральной постановки отсылает нас к году, когда стихотворно-романтическая переписка Цветаевой и Пастернака достигла эмоционального пика. Работая с источниками во время создания спектакля, Дамскер стала задумываться и о документальном фильме.

– Мы много работали над перепиской Цветаевой и Пастернака, и поэтому эта тема уже стала очень близкой, – вспоминает режиссёр в интервью 78.ru. – А потом я стала постоянно натыкаться на какие-то очень нелицеприятные высказывания в адрес Марии Ивановны Цветаевой в интернете. И было ясно, что каждому заткнуть рот или объяснить, что всё было не так, невозможно. Так появилось желание что-то по этому поводу предпринять.

Но «последней каплей», призналась Алла Дамскер, стала передача, показанная по одному из центральных телеканалов, авторы которой «позволили себе поливать грязью имя великого драматического и трагического поэта эпохи»:

– Стало понятно, что это уже какая-то крайняя точка и надо что-то делать. Так возникла идея снять фильм. Поддержал эту идею Анатолий Белый, и с ним мы в сотрудничестве мы его и сняли.
Борис Пастернак/ Фото:  Культура.РФ
Борис Пастернак/ Фото: Культура.РФ

Актёр Анатолий Белый в спектакле «1926» исполняет роль Пастернака. А в документальной картине он выступил своего рода ведущим.

– Фильм построен как роуд-муви, – рассказала автор картины. – Анатолий Белый едет в машине, он как бы путешествует по цветаевским местам в Москве, и к нему в машину подсаживаются известные деятели культуры. Или звонят ему по телефону, по скайпу – такая очень современная форма, для того, чтобы этот разговор был не академичным, не был научный, а чтобы это был разговор с людьми. Чтобы это был разговор, который понятен многим.

В центре сюжета – главный «камень преткновения» из непростой биографии поэтессы. В 1917 году Цветаева родила вторую дочь – Ирину. Не выдержав тягот революционной эпохи, через три года она на время сдала двух своих дочек – Ариадну и Ирину – в детский приют в Кунцево. Позже она забрала любимую старшую Ариадну, а младшая так и осталась в детском доме, где вскоре скончалась от голода.

Ариадна и Ирина, 1919 / Фото: архив Дома-музея Марины Цветаевой
Ариадна и Ирина, 1919 / Фото: архив Дома-музея Марины Цветаевой

О том, почему поэтесса так поступила, и рассуждают в картине Константин Хабенский, Людмила Улицкая, автор проекта «Ещёнепознер» Николай Солодников, основательница фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус, музыкант Алексей Кортнев и другие известные люди.

В мечтах о рисе среди голода и разрухи

– Цветаева остаётся одна с детьми в Москве. На дворе Гражданская война, и, кроме кровопролития и братоубийства, для гражданского населения это лишения, не сравнимые ни с чем. Голод, холод, разруха, – рассказывает в документальной картине Аллы Дамскер Анатолий Белый.

Одна из собеседниц артиста подтверждает этот факт:

– Голод тотальный. Я, человек, который три года просидел в архиве по поводу блокады Ленинграда, могу сказать, что ситуация мало чем отличалась. Карточки были ещё меньше, детские вообще не работали. Продавать ей было уже нечего.
Фото: общественное достояние
Фото: общественное достояние

В таких условиях, без мужа, без денег и средств к существованию Цветаева была вынуждена выживать – и не одна. Каждый день она сталкивалась с необходимостью кормить, поить и обогревать своих дочек. Вот как поэтесса описывала свой стандартный день в ноябре 1919 г. в своих записках, позже названных «Земные приметы»:

«Мой день: встаю – верхнее окно еле сереет – холод – лужи – пыль от пилы – вёдра – кувшины – тряпки – везде детские платья и рубашки. Пилю. Топлю. Мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре… Самовар ставлю горячими углями, которые выбираю тут же из печки… Потом уборка, стирка, мытье посуды… Затем корзиночка, сумка с обеденными карточками. Муфта, варежки, ключ от чёрного хода на шее. Иду. Маршрут: в детский сад (Молчановка, 34) занести посуду, – Староконюшенным на Пречистенку за усиленным (питанием – прим. авт.), оттуда в Пражскую столовую (на карточку от сапожников), из Пражской к бывшему Генералову – не дают ли хлеб – оттуда опять в детский сад, за обедом, – оттуда – по чёрной лестнице, обвешанная кувшинами, судками и жестянками – ни пальца свободного! И ещё ужас: не вывалилась ли из корзиночки сумка с карточками?! По черной лестнице — домой. Сразу к печке. Угли ещё тлеют. Раздуваю. Разогреваю. Все обеды — в одну кастрюльку: суп вроде каши. Кормлю и укладываю Ирину».
 Марина Цветаева и ее дочь - Ариадна Эфрон/ Фото: архив Дома-музея Марины Цветаевой
Марина Цветаева и ее дочь - Ариадна Эфрон/ Фото: архив Дома-музея Марины Цветаевой

В таких условиях Цветаева и приняла решение отдать дочерей в приют. Как позже рассказывала она близким, ей обещали, что в детском доме девочек ждут рис и шоколад. Тогда как на самом деле дети голодали, умирали от холода и болезней.

Создание фильма: поддержка друзей и трудности карантина

В интервью Алла Дамскер подчеркнула: для неё было принципиально важно опираться на точные факты при создании этой картины. Чтобы ничего не упустить, режиссёр связалась с сотрудниками музея Цветаевой – они помогали разрабатывать конструкцию фильма.

– Я им отсылала варианты сценария, чтобы они проверяли, есть ли какие-то неточности или нет, – вспоминает автор проекта. – Потом они помогли нам достать подлинные письма Цветаевой из архива. Это была долгая, очень кропотливая работа. В принципе, все документы, которые нам были нужны, были найдены. В том числе подлинники писем.

Анатолий Белый приводит в картине множество цитат из личной переписки Цветаевой – включая письма, которые она так никогда и не отправила. Поэтесса Вера Павлова отмечает: мы не можем судить Цветаеву, не представляя себе тех ужасных условий, в которых она оказалась. Впрочем, нужно признать: насколько передача, «облившая грязью» Цветаеву, была однобока, настолько же односторонне, но с другой точки зрения рассматривается ситуация поэтессы и в картине Аллы Дамскер. В жизни, конечно, всё было неоднозначно – ведь Цветаева, несмотря на восторженные заявления её именитых потомков, была всё же живым человеком со своими слабостями.

Алла Дамскер/ Фото: 78.ru
Алла Дамскер/ Фото: 78.ru

Никаких проблем со звёздами у режиссёра в процессе подготовки к съёмкам не возникло – как рассказала автор картины, все эти люди были ей достаточно близки, и ни одного отказа она не получила:

– Мы с ними одной крови, мы с ними на одной волне. Это люди, у которых есть такая же сильная потребность защитить имя (Цветаевой) – а мы действительно говорим о защите чести и достоинства. Все они откликнулись, и слова «нет» мы не слышали.

Впрочем, были во время создания картины и свои сложности. Основная проблема была связана с пандемией, признаётся Алла Дамскер:

– Наступил карантин, и пришлось заниматься монтажом онлайн. Это было очень тяжело, я бы сказала, даже мучительно, когда ты заперт в пространстве и можешь с режиссёром монтажа переговариваться только на расстоянии, выверяя каждую секунду. Это был очень сложный процесс. Но, с другой стороны, фильм как бы вызрел. Это испытание, наверное, дало ему большую точность.

Картина создавалась не потому, что её авторы «вдруг захотели» сделать такой проект – а потому, что они «не могли его не сделать», особо отметила режиссёр.

Фото: angleterrecinema.ru
Фото: angleterrecinema.ru
– Не случайно Иосиф Бродский говорил, что это величайший поэт эпохи, – рассказала Алла Дамскер. – И мне трудно с этим не согласиться, это именно так. Эта невероятная музыка, ритмика стиха и такие высоты, до которых нам ещё долго-долго созревать.

В январе 2021 документальный фильм «Цветаева. OPEN» будет выложен авторами в интернет, чтобы как можно больше зрителей смогли узнать настоящую трагическую историю поэтессы.

КиноИсторияЗвездыКультура
Новости партнеров