– Вопрос фальсификации пищевых продуктов остаётся проблемным, – отметила Инна Соколовская, начальник отдела надзора за питанием Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу на пресс-конференции, посвящённой Всемирному дню качества. В 2020 году этот день отмечается 12 ноября.
На первом месте по количеству обнаруженного фальсификата по-прежнему молочная и масложировая продукция, рассказала Соколовская. В этом году испытательный центр петербургского Роспотребнадзора исследовал около десяти тысяч проб. Выяснилось, что 8% всей масложировой продукции и 7,5% молочки – «фальшивка», не соответствующая требованиям безопасности либо содержащая незаявленные ингредиенты в составе. «Почётное» третье место занимают консервы – стандартам качества, по данным ведомства, не соответствует 7% товаров в этом сегменте.
Выросло в 2020 году и количество жалоб в Роспотребнадзор, призналась Соколовская, – на 10%:
– В основном, это жалобы на качество, на несоответствие срока годности или информации (о продукте), на непредоставление документов производителем.
Есть, как ни странно, и позитивные тенденции – причём связанные напрямую с ограничениями из-за пандемии. Так, за время ограничений значительно снизилось количество отравлений и кишечных инфекций – и, соответственно, связанных с ними жалоб. Это связано с тем, что долгое время были закрыты многие точки общепита и людям просто негде было травиться (кроме как дома, конечно).
Впрочем, наши покупатели жалуются не только в Роспотребнадзор. Статистикой поделился также Александр Медведев, первый заместитель директора Центра контроля качества товаров:
– За десять месяцев 2020 года нами было рассмотрено 3318 жалоб от потребителей, 839 жалоб было на качество продовольственных товаров. Мы отобрали и проверили 373 образца, выявили 80 образцов, не соответствующих требованиям.
Наталья Талдыкина, заместитель начальника отдела контроля качества продукции и услуг по обращению потребителей Центра, отметила, что здесь наблюдается похожая картина: из всех жалоб 15% – на молоко и молочные продукты, 13% – на мясо и мясную продукцию, столько же процентов недовольны овощами и фруктами и 10% покупателей жаловались на плохое качество рыбы и рыбной продукции.
Интересные, но совсем другие тенденции заметили и в Союзе потребителей РФ – по словам сопредседателя Союза Анатолия Голова, в 2020 году количество жалоб в организацию стало ощутимо меньше. А связано это, отметил Голов, с тем, что основной контингент жалобщиков – пенсионеры – находился дома на самоизоляции и меньше ходил по магазинам.
– Пенсионеры уменьшили активность – и в покупках, и в обращениях, – развёл руками сопредседатель Союза потребителей.
Но появились и совершенно новые проблемы, характерные только для нашего времени. Вместе с развитием доставки оказалось, что слишком много нерешённых вопросов о том, как же правильно транспортировать готовую еду и продукты, какие правила должны соблюдаться курьерами и онлайн-магазинами в первую очередь. И тут разработка чёткого свода правило, очевидно, ещё предстоит.
Тем не менее, есть новые правила, необходимость следования которым уже совершенно неоспорима. Это обязательное ношение масок и перчаток в общественных местах, включая магазины. И если продавцов владелец магазина может обязать носить маски, то с покупателями этот «фокус» не всегда проходит.
– Конечно, основная проблема, которую сейчас создают потребители торговле, – это походы в магазин без масок, – отметил Анатолий Голов. – К сожалению, у нас достаточно много людей, которые не верят в пандемию и не берегут себя и окружающих. Поэтому уже целый ряд магазинов пострадали за то, что обслуживали потребителей без масок. Я обращаюсь ко всем! Маска в замкнутом общественном месте становится признаком вежливости и заботы о чужом здоровье. Многие болеют бессимптомно, даже не чихая на продавца, а просто доставляя туда вирус, вы можете поставить под угрозу здоровье других людей. Носите маски и перчатки, соблюдайте новые правила гигиены и вежливости!
Инна Соколовская отметила, что количество людей, прибегающих к маске, всё же постепенно увеличивается: как минимум в метро, по её личным наблюдениям, сознательных горожан стало больше.
Что же делать, если вам не повезло и вы наткнулись на просрочку, гниль или другой некачественный продукт в своей корзинке? Как подчёркивает Анатолий Голов, в этом случае у любого покупателя есть два варианта действий: активный и пассивный. Причём пассивный тоже имеет немалое значение – каждый может уйти и больше никогда не возвращаться в «проштрафившийся» магазин, наказав его хозяев рублём.
Но лучше всего, конечно, отстаивать свои права активно. И тут, подчёркивает представитель Роспотребнадзора, необходимо соблюдать установленный претензионный порядок – без этого никак. В первую очередь следует обратиться с жалобой собственно к продавцу, отпустившему вам некачественный товар.
– Можно сделать это письменно, написав в книге отзывов и предложений, можно отправить письмо по почте или лично вручить его директору магазина, – рассказала Инна Соколовская. – В течение десяти дней ваши требования должны быть удовлетворены, если же этого не произошло – обращаетесь в Роспотребнадзор.
Помимо этого, всегда можно обратиться в другие инстанции – например, Союз потребителей или Центр контроля качества товаров, работ и услуг.
– Потребитель может обратиться к нам, письменно или лично прийти в офис. Можно заполнить форму на сайте нашей организации, мы также обязательно рассмотрим обращение гражданина, – рассказала Наталья Талдыкина. – Мы отбираем образец, исследуем его в лаборатории, после чего потребитель получает ответ, а продавец разбирается с поставщиком товара.
Но всегда лучше избежать лишней траты времени и нервов, порчи настроения и планов на вечер. А для этого, в первую очередь, нужно тщательно выбирать места покупки продуктов, подчеркнула Инна Соколовская:
– Не стоит покупать продукцию в местах, где нет документов, подтверждающих качество. Это основное – выбирать места продажи. Следует также обратить внимание на условия хранения товара: должно быть холодильное оборудование, потребитель имеет право, чтобы ему предоставили всю информацию о товаре, если её нет на упаковке, он имеет право обратиться к продавцу и потребовать информацию с транспортной тары.