Когда над Кудрово дует северный ветер, жители полной грудью вдыхают ароматы жжёной резины — это рабочие жгут кабельную оплётку. Когда поднимается южный ветер, над городом разносится запах жжёного кофе. Анастасия с маленьким сыном Ваней живёт здесь несколько лет. Обоняние у девушки за это время обострилось.
— Вполне могу различить там запах горелой проводки, просто костра. Запах свалки горящей, просто свалки на жаре. Сейчас добавился запах жжёного кофе. Мы не можем ночью проветрить свои квартиры, потому что этот воздух не свежий. И дышать этим невозможно и некомфортно. У нас тут дети, у нас люди-астматики тут есть, есть случаи, когда был приступ астмы на фоне запаха, — говорит Анастасия Слугина.
Жители Кудрово утверждают, что за последние месяцы запахи стали ощутимо сильнее. Во время пандемии у молодой мамы растёт страх за здоровье ребёнка — она задаётся вопросом: кашель — это реакция на очередное резкое амбре или уже астма?
— Воздух больше всего влияет на аллергические реакции в организме, тем более, у детей. Поэтому такие выбросы, которые происходят, особенно в ночное время, очень сильно влияют на здоровье людей, здоровье детей, особенно на здоровье больных людей, — пояснил руководитель независимой экологической лаборатории общественного контроля Петербурга и Ленобласти Сергей Грибалёв.
О выбросах в вечернее и ночное время не понаслышке знают в посёлке Свердлова, который расположен примерно в 20 километрах от Кудрово. По соседству здесь располагается один из цехов крупнейшего в России производителя чая и кофе, причём последнего — жжёного — хорошо знаком местным жителям ещё с начала 2000-х годов.
— Такой поднимался галдёж по поводу этой чайной фабрики. Просто было невозможно дышать. Это даже проблема не запаха, а какая-то пыль летала в воздухе, — говорит местный житель.
Жители посёлка Свердлова много лет писали жалобы на то, что задыхаются от неприятного запаха, который, по их мнению, исходил от чайно-кофейного цеха крупной российской компании. Предприниматели проблему решили по-своему — в конце прошлого года торжественно открыли под Кудрово новый завод по производству растворимого кофе и, как говорят местные жители, часть мощностей перенесли туда. Теперь вместо посёлка Свердлова от резких запахов страдают в Кудрово.
Руководство производителя чая и кофе о жалобах жильцов Кудрово знают, но напрямую к ним никто не обращался. Более того, к работе на предприятии приступили только в феврале этого года, и, по словам сотрудников, на сегодня это самый современный завод в стране — новейшее европейское оборудование включает всевозможные фильтры и установки по устранению запахов.
— Мы работаем с соблюдением абсолютно всех норм и правил, причём, даже если вспомнить действующий СанПиН, который регламентируется, санитарно-защитная зона обжарочных производств от жилых домов должна быть на расстоянии 100 метров. У нас 1,5 км до ближайшего посёлка, поэтому нам, собственно, нечего исправлять, потому что мы ничего не нарушали, — сказала директор по корпоративным коммуникациям группы компаний Мария Драбова.
Тем не менее, полностью отрицать наличие неприятных ароматов не спешат. Говорят, возможно, во всём виноваты расположенные в округе несанкционированные свалки.
На видео, записанном в 2012 году, представители той же группы компаний заявляли жителям посёлка Свердлова в ответ на претензии по поводу запаха жжёного кофе, что кроме их предприятия рядом ещё бетонный и кирпичный заводы, так что, от чего болеют дети — большой вопрос.
— Запах кофе нигде не регламентирован, методики по его замеру просто нет, так что, по выбросам в атмосферу у нас всё в порядке, — отметил начальник производства чайно-кофейной фабрики Евгений Савельев.
Позиция предпринимателей такая — всё в порядке было тогда, и сейчас ничего не изменилось. В 2012-м запах жжёного кофе, возможно, шёл от бетонного завода, а в 2020-м, возможно, от несанкционированных свалок.
— Поводом для ежедневных рейдовых мероприятий на территории жилого массива Кудрово явились как раз многочисленные жалобы местных жителей. Открытых очагов возгораний на территории жилого массива Кудрово выявлено не было, — рассказал начальник оперативно-инспекционного отдела комитета государственного экологического надзора Ленобласти Сергей Муравьёв.
Специалисты областного Эконадзора проводить проверки федерального предприятия, каким и является кофейный завод, не имеют права. Результаты анализов они передают в соответствующие структуры. В данном случае — в Росприроднадзор.
— Пускай они посмотрят, действительно ли у них выбрасываются те вещества, которые было разрешено выбрасывать, действительно ли у них сейчас используется та технология, которую они заявили. Потому что вышедшие на проверку областные инспектора, а также местные жители сообщают, что, как только происходит проверка, они будто краник перекрывают, и просто становится меньше запаха. Вообще бесследно исчезает. Значит, здесь какие-то уловки, и на этом их надо ловить, выявлять, — пояснил руководитель независимой экологической лаборатории общественного контроля Петербурга и Ленобласти Сергей Грибалёв.
В федеральном надзорном органе к проверкам готовы, но пока не могут согласовать свои действия с прокуратурой. А прокуроры, наконец, разбираются в ситуации со своей стороны и обещают организовать рейд в ближайшее время. Областные и муниципальные чиновники подготовили докладные записки губернатору региона и заместителю председателя правительства области. Похоже, что при таком внушительном контроле, если нарушения на предприятии всё-таки есть, их точно должны найти. И тогда в сторону жителей Кудров подует ветер перемен к лучшему.