Прямой эфир

Электронная подпись: помощь на удалёнке петербуржцам или путь к обману?

Светлана Коваленко
3 ноября 2020, 18:47
Петербуржцы вышли на второе место в РФ по количеству используемых электронных подписей. Спрос на них заметно вырос в условиях удалёнки. 78.ru узнал у экспертов, чем опасен этот механизм и можно ли застраховать свои риски.
Фото: pexels.com

Весной на фоне первой волны пандемии многие застройщики Петербурга отчитались о новом заработавшем в городе полностью дистанционном способе покупки «квадратов» в новостройках. Чтобы привлечь клиентов, девелоперы совместно с банками теперь даже готовы брать на себя расходы по оформлению электронной подписи (ЭП), стоимость которой в зависимости от вида и целей применения может доходить до десятков тысяч рублей. ЭП в условиях карантинных ограничений широко применяют и в бизнесе, где, как считают аналитики, риски занимают вторую строчку в общем опасном рейтинге механизма после сделок с жильём.

Вспомнили на самоизоляции

Как подчеркнул советник Балтийской коллегии адвокатов Юрий Новолодский, механизм электронных подписей существует в РФ уже много лет, однако, действительно, пик интереса к ЭП пришёлся на весну 2020-го года.

Фото: Eduardo Parra/ globallookpress.com
Фото: Eduardo Parra/ globallookpress.com
— Почему так произошло, всем очевидно. Количество таких сделок серьёзно выросло и продолжает увеличиваться, — пояснил он.

Адвокат, юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям АБ «Качкин и Партнёры» Андрей Алексейчук напоминает, что есть два вида ЭП: простая электронная подпись и усиленная.

— Первая — это в принципе любые сведения (например, коды из SMS, логины и пароли), которые позволяют подтвердить, что документ подписан определённым лицом. Усиленная электронная —это подпись, созданная с помощью специфических криптографических алгоритмов. Её, в свою очередь, закон подразделяет на неквалифицированную и квалифицированную. Отличие второй в том, что она создаётся с использованием средств, соответствующих требованиям закона, а ключ проверки такой подписи подтверждается удостоверяющим центром, аккредитованным государством, — пояснил.

Свыше 15 млн россиян

Отметим, что для сделок с жильём застройщики используют усиленную квалифицированную ЭП. Как отмечают в пресс-службе «Петербургской недвижимости», документ с такой подписью имеет такую же юридическую силу, как и бумажный, подписанный собственноручно. В отличие от неквалифицированной подписи, она не требует дополнительных согласований между участниками электронного документооборота и имеет специальный сертификат, утверждённый приказом ФСБ России. Квалифицированной подписью можно пользоваться, в том числе, чтобы сдавать отчётность в контролирующие органы, участвовать в электронных торгах и работать с государственными информационными системами.

Фото: Jochen Tack/ globallookpress.com
Фото: Jochen Tack/ globallookpress.com

По данным аналитиков «БКС Мир инвестиций», простой электронной подписью в настоящее время пользуются чуть более 10 млн россиян. В основном это физические лица, пользователи «Госуслуг». Также зарегистрировано 5 млн обладателей квалифицированной электронной подписи. Здесь львиная доля (95%) приходится на юридические лица. Им удобно использовать ЭП для взаимодействия между бизнес-субъектами и госорганами.

— Также известно, что более 60%, получивших электронную подпись, представляют Москву. Далее идут Петербург, Московская область, Екатеринбург, Краснодар, Ростов-на-Дону, — пояснили в компании.

Новые возможности для клиентов и …мошенников?

Как рассказывают в «БКС Мир инвестиций», оформить ЭП можно как на портале «Госуслуги», так и в специальных удостоверяющих центрах. Стоимость может варьироваться от нуля до десятков тысяч рублей: всё зависит от вида подписи, цели применения и т.д. При покупке «квадратов» в новостройках многие девелоперы готовы оформить ЭП бесплатно за несколько дней.

Андрей Алексейчук называет две сферы, где наиболее часто встречаются мошеннические схемы с электронными подписями: это оформление прав на недвижимость и внесение данных в Единый государственный реестр юридических лиц. Во втором случае, речь идёт о создании компаний на чужое имя.

По мнению Андрея Алексейчука, в сфере недвижимости риск был более-менее исключён в 2019 году. Тогда были подготовлены соответствующие корректировки в федеральное законодательство. Правки внесли в закон «О государственной регистрации недвижимости». В частности, появилась статья, согласно которой проводить действия с ЭП можно только в том случае, если человек заранее подал заявление о согласии регистрировать объекты на основании документов, завизированных электронной подписью.

Фото: FrankHoermann/ SVEN SIMON/ globallookpress.com
Фото: FrankHoermann/ SVEN SIMON/ globallookpress.com
— В отношении Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) таких правил нет. Однако и последствия мошеннических действий в этой сфере часто более обратимы. Кроме того, закон позволяет на основании письменного заявления запретить внесение о себе любых сведений в ЕГРЮЛ вплоть до отмены такого распоряжения, — поясняет Андрей Алексейчук.

Юрист даёт совет: если ЭП оформлена, то стоит (для защиты от какого-либо мошенничества в принципе) время от времени проверять сведения о своей недвижимости, о себе в Едином государственном реестре юридических лиц, свою кредитную историю.

Юрий Новолодский констатирует: многие считают, что ЭП — это небезопасно.

— Но и обычные подписи — это тоже очень большой риск. Дело в том, что наши криминалисты расписались в собственном бессилии, заявив, что не в состоянии по одной подписи определить, настоящая ли она. Им нужно хотя бы несколько. При этом всё чаще происходит так, что теперь подделывается не подпись, а согласие на осуществление тех или иных действий. Тоже может произойти по ЭП и с Росреестром, — отмечает он.

В пример с обычными подписями Юрий Новолодский приводит громкий осенний скандал с разделом имущества в семье скончавшегося актёра Алексея Баталова. Там вдова и дочь борются за несколько квартир, мастерскую и крупную сумму. В основе конфликта лежат доверенности на управление имуществом, которые, как утверждает супруга, она не помнит, чтобы сознательно оформляла.

Как подчёркивает Юрий Новолодский, ЭП — это, пока что, шаг вперёд. Но надо понимать: с появлением новых возможностей по защите подписей совершенствуются и мошенники.

В «БКС Мир инвестиций» кратко отмечают: в России свыше 450 удостоверяющих центров, и по ряду описанных в СМИ инцидентов можно допустить, что не везде чётко придерживаются необходимых правил.