Обычная студентка петербургского колледжа ЖКХ Анастасия Иванова буквально проснулась знаменитой после выхода в 2017 году её дебютного альбома «Звезды только ночью»: в текстах песен Гречки об алкоголе, неразделённой любви и трудностях взросления узнал себя, кажется, каждый подросток. В 2018 году ей присвоили неофициальный статус одного из главных открытий последних месяцев, а феномен самобытной 18-летней девушки никого не оставлял равнодушным.
После выхода пластинки «Мы будто персонажи», ставшей первой работой, созданной с новой командой музыкантов и без поддержки Александра Ионова, Гречка на два года ушла в тень. Как оказалось, всё это время она переживала депрессию, избавиться от которой помогла музыка.
— Расскажи, как ты провела самоизоляцию. Получилось ли заняться тем, на что раньше времени не было?
— Самоизоляция на меня повлияла очень хорошо с моральной стороны, потому что я наконец-то ответила на вопросы, на которые я боялась отвечать из-за шумихи, которая всегда вокруг нас происходит, когда нет пандемии. Я научилась ценить бары, кафе, людей рядом, общественный транспорт. Оказывается, это так тяжело — быть на самоизоляции. Конечно, хотелось работать, достаточно тяжело было пережить этот период. Кажется, он снова наступает, и нужно морально начинать готовиться.
— На какие вопросы ты боялась отвечать?
— Самый страшный вопрос — что будет через 10 лет? Просто я понимаю, что для человека, у которого есть образование и стабильная работа, хотя я не знаю, какую работу сейчас можно назвать стабильной, этот вопрос будет болезненный.
— Ну а ты на него как ответила?
— Я решила, наоборот, забить и не думать об этом, потому что это неправильный как раз таки подход.
— Последние пару лет ты буквально пропала из информационного пространства, хотя раньше охотно и много давала интервью.
— Ну, во-первых, мне это не особо интересно. Раньше я постоянно давала интервью, потому что ни в чём не разбиралась. После пятого-шестого интервью всё начало казаться однотипным, неинтересным… Я не понимала, зачем я это делаю. Я говорю один и тот же текст, уже придуманный даже, ненастоящий. И это не прикольно. Да и вообще, я — больше человек забивной, ленивый в этом плане. И зачастую я отказываюсь от всего. Были разные предложения, но я как бы не гонюсь за тем, чтобы люди узнали, как я сегодня.
— Мне кажется, многие артисты наоборот пытаются как можно больше мелькать, чтобы привлечь внимание к себе.
— Нет, не все пытаются. Просто это либо кому-то нравится, либо, конечно, специально. Но я человек такой — мне бы скрыться. Я бы не хотела везде мелькать.
— Вернулась в инфополе ты довольно громко — выпустив в конце января альбом «Из доброго в злое». Помню, в одной из своих старых песен ты пела: «[К чёрту] грусть», при этом треки в последней пластинке получились довольно невесёлыми.
— Я бы сказала, что у меня никогда не было весёлых песен. Даже «[К чёрту] всю грусть», да и вообще весь альбом «Звёзды только ночью» очень грустный. У меня тогда были друзья, которые употребляли наркотики. Я никогда их не употребляла, но они были рядом со мной, и я видела, как люди менялись, как я теряла своих друзей и знакомых, как хорошие люди просто пропадали где-то. И я написала этот альбом — он полностью против наркотиков. И даже сама песня «[К чёрту] всю грусть» показывает состояние человека, который танцует под чем-то и ему пофиг на всё, что происходит. И это не есть хорошо. И мне кажется, мой новый альбом наоборот такой более мотивационный. Во всей этой грусти у меня есть песня «Будущего нет», а в конце я говорю: «Будущее есть». Он больше отвечает на какие-то мои личные вопросы. А по сути, я просто не знаю, как писать весёлые песни. Это просто не мой жанр.
— Кажется, последние годы у тебя было какое-то депрессивное настроение…
— Такое моё состояние было связано с тем, что люди стали обращать на меня много внимания. И самое главное — из-за того, что я не любила себя. Казалось, что всё, что я делаю — это что-то не то. Просто была проблема в том, что в тот период, когда это произошло, со мной рядом никого не было: ни друзей, ни близких каких-то людей, даже родные не смогли меня поддержать. И это, конечно, было тяжело. Это бывает у каждого подростка. Со мной это случилось в 18 лет и это было дико. Но сейчас я понимаю, что всё хорошо, у меня появились друзья, всё прикольно и круто. Эти мысли пережились.
— И это легло в основу альбома?
— Вообще последний альбом был очень тяжёлый. Я всегда пишу песни быстро, потому что не люблю на этом долго стоять. Но этот альбом писался целый год. И мне кажется, что там уже не то, что меня беспокоило, допустим, из-за скандала в 2018 году (Летом 2018 года Земфира сказала о Гречке: «ужасные голос и внешность» — Прим. ред.) или из-за того, что меня парило, что говорили люди. Мне кажется, что там было больше о долгой работе… И я это ощущаю, как большую депрессию. Вот сейчас это всё закончилось, и я чувствую себя офигенно.
— Кстати, по поводу того, что о тебе говорят люди. Кажется, раньше ты воспринимала критику слишком близко к сердцу. Сейчас ты меньше внимания на это обращаешь?
— Да, конечно! После всей этой бури я просто не смотрю комментарии, не парюсь. А если я это вижу, я думаю в первую очередь о том, могу ли я представить себя на их месте и представить, что это я написала. Нет, не могу. Значит, они не особо нормальные люди. Да, у всех исполнителей есть хейт, но я не говорю, что я какая-то особенная, просто я вижу больше негатива, чем позитива. Сейчас это отошло немного. Вот я выпустила трек «Хватит», смотрю комменты, и вроде всё в порядке.
— Больше всех в альбоме «Из доброго в злое» мне понравилась песня «Русская тоска», и тебе, видимо, тоже. Ты даже назвала её одной из лучших своих работ.
— «Русская тоска» о таком состоянии… Почему-то весь 2019 год я испытывала его. Вот вы идёте в метро, магазине и видите людей, которые страдают, и ничего не скроет того, что им плохо. Они возвращаются домой, это не какой-то цивильный ноу-хау дом, а обычная питерская коммуналка или ещё что-нибудь похуже — и в этом люди живут, не желая сделать хоть что-то, чтобы стало лучше. И это прямо что-то такое русское. Я понимаю, что есть разные жизненные обстоятельства, я понимаю, что под ними легко упасть и не справиться, потому что у меня вся семья однажды упала и не справилась. Может быть, в песне поётся, что я не хочу быть таким человеком. В общем, это такое чувство, которое всегда рядом со мной, рядом с каждым, кто живёт в России. Для меня эта песня считается самой лучшей, потому что это чувство самое главное вообще. Патриотизм такой.
— Ты говорила, что всегда плачешь, когда исполняешь её…
— Да, когда я одна дома, я пою её, и под конец мне хочется заплакать. Вышел альбом, никакого тура не было из-за пандемии. И только сегодня на концерте я смогу это как-то выразить, но я ещё не понимаю, смогу ли я выразить эти чувства перед публикой. Но когда исполняла её в последний раз, мурашки были.
— Два года назад ты говорила, что не любишь выливать в творчество свою личную жизнь, при этом в альбоме «Из доброго в злое» песен с любовной тематикой много. Что-то изменилось за это время?
— Я, на самом деле, кладезь историй других людей. Мне очень нравится воспринимать их жизнь, больше, чем свою, потому что в своей жизни я — очень скрытный человек, даже от близких, даже от людей, которые находятся со мной круглосуточно. Даже себе не могу признаться до конца в каких-то мыслях, чувствах, эмоциях. То, есть, если мне плохо, то это где-то внизу. И я не могу это выразить, написать. Вот только «Русская тоска» получилась, поэтому я и считаю её самой крутой песней. Все остальные про любовь — мне нравится писать о том, что происходит у моих друзей и знакомых, да и у других людей. Если вдруг кто-то нас читает и подумает, что ему есть, о чём мне рассказать, то пусть напишет у вас в комментариях или мне на почту, и я напишу песню. Как это делал Михаил Круг. Ну он, конечно, по другой тематике делал, но он тоже такой практикой занимался.
— Выходит, если у меня есть интересная история, то я могу тебе её рассказать, и ты превратишь её в песню?
— Да-да. Однажды мы поехали в тур, и я попросила фанатов написать мне письма, оставить их в определённом месте, а я их потом прочитаю. К сожалению, историй, которые бы меня жёстко задели, не было, но я до сих пор об этом мечтаю.
— А о чём тебе писали?
— Я не хочу это высмеивать, это очень важно. Когда я видела, что кому-то реально нужна помощь и поддержка, я отвечала им. Но чаще всего содержание писем было такое: «Привет, я Вика, мне 12 лет. У меня есть мама, папа, у меня всё хорошо. Только вот скучно. Я люблю рисовать». То есть, большинство писали, чтобы просто написать, не было историй.
— Ну зато фанаты смогли с тобой пообщаться. Вернёмся к творчеству. По-моему за всё время карьеры ты сняла всего один клип. Почему песен так много, а видео так мало?
— Это тяжело. Во-первых, я до сих пор не люблю свою внешность. Я знаю популярных исполнителей, которых также критикуют за внешность, но они вообще не парятся. Отличные они исполнители, конечно, в этом плане. Но я почему-то парюсь. Я не знаю, когда я начну снимать или не начну вообще. Визуализация — это так сложно для меня лично. Я не могу снять какую-то фигню и выложить. Клип должен быть супер клёвый, супер крутой. Короче, я не знаю, очень сложный вопрос! Это дорого, нет специалистов хороших, всё делают не в срок, через одно место. Короче, меня это расстраивает. Просто не хочу.
— Хорошо, просто не хочешь. А с фитами что? Их у тебя вообще нет.
— Тоже тяжело для меня.
— С людьми работать?
— Во-первых, да, с людьми мне трудно работать. Во-вторых, если записывать фит, то с другом, хотя бы близким по духу, по творчеству. Всегда были рядом люди, близкие по духу, но как-то не складывалось. Мне надо, чтобы мы сидели с ним вместе, что-то писали, а по-другому для меня никак. Так что, к сожалению, нет такой возможности.
— Ты ведь дружишь с Монеточкой, почему бы, например, с ней не записать?
— Мы уже не дружим с Монеточкой. То есть мы знакомы, мы общались, но как-то перестали общаться, то есть без конфликтов, просто перестали. Записать с ней фит было бы прикольно в 2018-м, а сейчас, к сожалению, нет, наверное. Сейчас уже всё поменялось.