10:542 октября 2020

Ядовитый вирус: петербургские учёные объясняют сходство COVID-19 с отравлением мышьяком

Коронавирус может воздействовать на организм подобно определённым типам ядов, точно так же разрушая органы и ткани. А значит, и лечить определённые его проявления можно так же, как отравления. Об этом заявили петербургские учёные из НИИ Джанелидзе.
Фото: Massimo Paolone/ globallookpress.com

Чем коронавирус похож на мышьяк?

Одной из самых пугающих странностей болезни, поразившей в 2020 году всю планету, является её тотальное разрушающее воздействие на многие жизненно важные органы. Учёные уже выяснили, что пневмония, вызванная COVID-19, может приводить к образованию тромбов. Последствием этого могут оказаться неожиданные инсульты и другие серьёзные осложнения. Кроме того, происходит серьёзное поражение различных тканей организма болеющего.

Вероятную причину этого выяснили петербургские учёные из НИИ скорой помощи им. Джанелидзе. Недавно четверо сотрудников НИИ опубликовали в профильном издании «Вестник восстановительной медицины» крайне интересную статью, в которой заявили: причиной множественного поражения тканей и органов в организме больного COVID-19 может быть гематотоксическое действие вируса. Проще говоря, вирус действует на организм аналогично гемолитическим ядам. А значит, и лечить его можно как отравление этими ядами.

К гемолитическим ядам относятся мышьяк, свинец, яды некоторых змей и ещё ряд токсинов. Объединяет их одно – способность разрушать в нашей крови красные кровяные тельца, высвобождая железо. Подробнее об этой гипотезе телеканалу «78» рассказали её авторы: заместитель директора НИИ Джанелидзе по научной работе Игорь Вознюк и руководитель отдела клинической токсикологии института Алексей Лодягин.

Механизм «передачи товара» в крови

По словам Игоря Вознюка, нестандартное течение пневмонии при коронавирусе, необычные случаи инсультов, поражений сердца и прочих серьёзных «побочных эффектов» COVID-19 натолкнули учёных на мысль о том, что эти проявления могут быть связаны не только непосредственно с «инфекционными агентами вируса», но и с некими его особенными свойствами.

Фото: Ricardo Rubio/ globallookpress.com
– При изучении материалов от погибших людей были обнаружены признаки повреждения не только инфекционного, воспалительного свойства, но и нарушения, как будто бы связанные с нарушениями обмена различных метаболитов, в том числе железа, – рассказал замдиректора НИИ Джанелидзе по научной работе. – Мы понимаем, что та часть проблем, которую нельзя объяснить чисто вирусным, воспалительным поражением жизненно-важных органов, может быть объяснена с точки зрения токсического воздействия появляющихся продуктов метаболизма в результате заболевания коронавирусной инфекцией.

Чтобы понять саму идею разрушающего воздействия вируса на органы человека путём высвобождения железа, учёный предложил вспомнить, как работает наша система кровоснабжения.

– Принципиальным рубежом для передачи кислорода от крови к любым тканям является эритроцит – клетка, в которой есть гемоглобин, – рассказал учёный. – Барьером между кровью и любой тканью: мозга, легких, печени, клеток сердца, – является эндотелий, то есть клетки, выстилающие сосуд изнутри.

Эритроцит, подходя к эндотелию, передаёт кислород – и этот механизм работает во всех тканях организма. Поэтому процесс «передачи товара» всегда должен быть безупречен. А если он нарушается, то рушится и «барьерная функция эндотелиоцитов», отметил учёный.

Фото: Jonas Güttler/ globallookpress.com
– А если их барьерная функция нарушится, то сквозь появляющиеся бреши могут проходить те вещества, которые вообще не должны попадать в ткани органов и систем. И они могут послужить поводом к их разрушению, – рассказал Игорь Вознюк.

При коронавирусной инфекции, отметил он, прослеживается чёткая взаимосвязь между воздействием вируса на клетки крови, повреждением эритроцитов и разрушением гемоглобина.

– Появляются свободные формы ионов железа, которые уже могут свободно подходить к эндотелию, выстилающему капилляры, и разрушать эндотелиоциты, – поясняет учёный.

Ионы железа – это очень сильные окислители, отметил Вознюк. Они активизируют процессы повреждения мозга, лёгких и многих других органов и тканей.

Недостающее звено патогенеза

Ровно так же на организм воздействуют и гемолитические яды – высвобождая в крови ионы железа, которые тотально разрушительно воздействуют на организм. А если так, то и лечить подобные проявления коронавируса можно так же, как отравление ядами этого вида.

Как только появились данные, что железо участвует каким-то образом в процессах, вызванных в организме коронавирусом, учёные принялись внимательно изучать этот механизм – ведь о токсичности этого металла и последствиях отравления им все давно и прекрасно осведомлены. Об этом рассказал телеканалу «78» руководитель отдела клинической токсикологии НИИ им. Джанелидзе Алексей Лодягин.

Фото: Axel Heimken/ globallookpress.com
– В принципе, в клинической токсикологии уже наработано достаточно приличное количество методик, которые позволяют справляться с этой интоксикацией, – отметил токсиколог.

Саму идею учёные взяли из различной научной литературы, появившейся за последние полгода в разных странах – и отечественной, и зарубежной. В частности, исследователи опирались на материалы Сычуаньского университета науки и техники и китайского университета Ибин. В результате, рассказал Лодягин, была выдвинута данная гипотеза. По его словам, она выявила то самое недостающее звено патогенеза при заболевании коронавирусом, которое так долго не могли нащупать учёные всего мира.

– Это заболевание поражает лёгкие, поражает многие другие системы, вызывая полиорганную недостаточность, – отметил токсиколог. – Исследователями, которые работали с ковидом, много говорилось о том, что причинами этого является образование микротромбов. А вот причины образования микротромбов, причины поражения микрососудистого русла – об этом речи шло меньше. По нашему мнению, как раз вот это и является тем недостающим звеном патогенеза, которое необходимо учитывать, в том числе и при проведении патогенетической терапии.

Время на научный поиск

Какое практическое применение может быть у данной гипотезы? Самое простое и прямое. Ничего не нужно изобретать – ни новые лекарства, ни какие-то новые способы лечения. Механизмы лечения отравления железом уже существуют, а значит, некоторые элементы этих методик можно использовать и при лечении тяжёлых форм коронавируса, сопровождающихся разрушением эритроцитов и высвобождением ионов железа в крови.

Фото: globallookpress.com

Но, конечно, не всё так элементарно.

– Прежде чем включать эту гипотезу в методические рекомендации и внедрять в широкое использование, её нужно апробировать, – отметил Алексей Лодягин. – Хотя некоторые компоненты в интенсивной терапии уже используются. Те же самые афферентные методы терапии, которые мы, в том числе и исходя из опыта клинической токсикологии, также предлагаем использовать в комплексном лечении этой инфекции.

Если говорить о препаратах, которые уже используются при лечении отравления железом – их тоже нельзя просто так взять и начать использовать для лечения коронавируса.

– Требуются клинические испытания, потому что это расширение показаний их применения. Речь идёт также об изменении дозировки, целей и задач, для которых эти лекарства применяются… Это путь научного поиска, – пояснил Игорь Вознюк.

Сколько времени займут эти испытания и исследования, пока точно сказать нельзя. Как рассказал заместитель директора НИИ им. Джанелидзе по научной работе, пока можно говорить о нескольких месяцах. Сколько именно «месяцев» придётся потратить учёным, неизвестно – их может быть и два, двадцать два.

Кроме того, важной частью научной работы являются «исследования в полях», то есть на реальных больных коронавирусом. Правда, в НИИ Джанелидзе своего инфекционного отделения нет. Поэтому учёные планируют сотрудничать со стационарами других петербургских клиник.

МедицинаНаукаИсследованияКовидБолезниЗдоровье