Цветочные магазины Петербурга перешли на онлайн-торговлю в городе с 26 марта. В апреле этого года ретейлеры устроили надолго запомнившуюся жителям Северной столицы акцию по уничтожению продукции сразу нескольких компаний: «ЛенЦветТорг», «Миллион цветов» и прочих. 78.ru об этом подробно рассказывал.
По оценкам участников рынка, доходы отрасли во время ограничений упали на 30%. Но с открытием торговых точек, спрос постепенно начал восстанавливаться, хотя его структура уже не будет прежней. Цветовики возлагают надежду на август и сентябрь — месяцы, на которые некоторые горожане перенесли ранее намеченные свадьбы, и с тревогой ждут Дня знаний, 1 сентября. 78.ru опросил участников рынка, как они выжили, какие потери понесли, а также как пандемия может отразиться на ассортименте товаров и стоимости.
По словам председателя правления ассоциации «Национальная ассоциация цветоводов», председателя совета директоров компании «Новая Голландия» Алексея Антипова, в пандемию стало в два-три раза больше тех горожан, кто переключился на покупку цветов on-line. Люди поняли, что в Интернете можно быстро сравнить цены и выбрать оптимальные. Большинство таких покупателей уже не вернутся в оффлайн-точки, потому рынок уже никогда не будет прежним. Его объёмы могут восстановиться быстро, но структура продаж изменилась.
— Ещё раз подчеркну, у людей деньги на цветы есть, спрос может восстановиться в объёмах 2019 года уже, возможно, и этой осенью, но его структура будет другая. Впрочем, здесь также важно учитывать и неопределённость ситуации со второй волной пандемии, — сказал, в частности, Алексей Антипов.
По его прогнозам, из-за потерь доходов на карантине и изменения модели поведения покупателей в перспективе может закрыться ещё 15—30 точек, в основном, оффлайн. Например, о закрытиях уже объявили в сети «Фантазия».
Директор филиала в Шушарах компании «Миллион роз» Эдуард Гукасов также говорит о рекордном росте продаж в Интернете и называет времена пандемии для сферы цветочного бизнеса в онлайне «вторым затяжным 8 Марта». Правда, подчёркивает: речь идёт о сегменте «премиум». Эдуард Гукасов согласен с тем, что основные закрытия придутся на оффлайн-точки.
Увеличение продаж в Интернете на карантине отмечает руководитель цветочного магазина KORA flowers Ирина Трепель.
— У нас так вышло, что практически вся аудитория перешла в Интернет, продажи даже выросли. Были перебои с поставками цветов, пришлось переориентироваться на растения для дома. Их многие петербуржцы заказывали очень охотно. Этот продукт «выстрелил» хорошо. Но я знаю коллег, у которых не были настроены интернет-магазин и соцсети, и они закрылись, — поясняет она.
По словам индивидуального предпринимателя Ирины Ладышевой (салон «Ла букет»), их тоже спас только Instagram. При этом в разгар ограничительных мер доходы упали на 30%. А восстановиться отрасль может только к 8 Марта, пока же средний чек в отрасли существенно снизился по сравнению с прошлым годом.
Флорист Светлана Горностаева рассчитывает на восстановление отрасли в течение полутора-двух лет, как это было в прошлый экономический кризис.
Все без исключения опрошенные 78.ru участники рынка пожаловались на существующие в настоящее время проблемы с поставками импортных роз из Эквадора и Кении, основных производителей этих цветом из-за границы. Существенно подросли на эту продукцию и цены.
По словам Ирины Ладышевой, последние две-три недели поставок вообще не было, но сейчас ситуация начала понемногу стабилизироваться.
— Именно розы мы мало привозим. Если раньше в месяц летом завозили 2000—3000, то сейчас это 500 роз. Да и цены на них выросли, — поясняет она и связывает тенденцию с закрытием границ.
Светлана Горностаева подтверждает: в их компании тоже столкнулись с отказами поставщиков в закупках белых роз для свадебных торжеств. Причём трудности возникли и у отечественных южных производителей. Как напоминает эксперта, цена на товар напрямую зависит от курса рубля и наличия продукции.
— И когда доллар и евро растут, то меняется и стоимость. При этом поставщики повысили цены, так как они высадили меньше цветов. Ассортимент стал более эксклюзивным, и его теперь меньше всего на мир. Соответственно, кто больше готов заплатить за товар, тот его и получит. Всё это привело к тому, что мы получаем цены на розы в два раза выше, чем было, — констатирует она.
Эдуард Гукасов причин подорожания в закрытии границ не видит, но согласен с тем, что розы подорожали на 30% из-за уменьшения их производства, увеличения спроса и редких перелётов авиаперевозчиков.
Алексей Антипов поясняет: коллеги говорят с тревогой о розах потому, что это, по статистике, любимые цветы россиян. Так исторически сложилось.
— Более того, РФ — лидер среди всех стран мира по потреблению роз. На эти цветы приходится 50% продаж у нас, а Россия генерирует 15% мирового спроса. Так, если во всём мире производится примерно 10 млрд роз за цикл, то 1,5 млрд цветов закупают для россиян. И только потом с колоссальным отрывом идут хризантемы, герберы и т. д. Да, на 8 марта 50% спроса приходится на тюльпаны. Но так происходит лишь один день в году. Думаю, что в ближайшие месяцы ситуация с импортными розами стабилизируются, хотя есть и тревожные звонки от кенийских, эквадорских поставщиков о возможных сокращениях производств и отказе от новых проектов опять же из-за угрозы новых карантинных ограничений, — прогнозирует Алексей Антипов.
Эксперт отмечает, что когда поставки импортных роз возобновятся, пострадают отечественные производители, которые сейчас в выигрыше. Не секрет, что заграничные цветы часто провозят по серым схемам и контрабандой, что и роняет цены на рынке.
Ирина Трепель также считает, что ситуация с импортными розами может измениться в лучшую сторону месяца через два, опять же, если не будет в мире новой вспышки COVID-19.
По словам Ирины Трепель, уже в ближайшие месяцы цветочная отрасль, специализирующаяся на оформлении свадеб и создании букетов, должна получить серьёзный стимул к развитию. На август и сентябрь многие перенесли ранее запланированные свадьбы, которые не состоялись из-за ограничений.
— Мы прогнозируем, что август и сентябрь для этой части отрасли будет очень насыщенными. Мы видим существенный рост заказов и их всплеск, — отмечает Ирина Трепель.
Светлана Горностаева также подтверждает: работы со свадебными торжествами прибавилось, но их бюджеты стали меньше. Клиентами приходится оформлять заказы на менее крупные суммы, но с максимальным качеством.
Алексей Антипов подтверждает, что свадьбы в сентябре поднимут продажи, но это далеко не все события, за счёт которых живёт отрасль. Например, никто не знает, в каком формате пройдут теперь ещё два «крупных цветочных праздника»: 1 сентября или День знаний, а затем и День учителя. Так, например, на днях премьер-министр РФ Михаил Мишустин пообещал определиться с форматом обучения школьников и традиционными линейками к 20-м числам августа.
Как поясняют участники рынка, такие решения часто откладываются до последнего, и если всё же дадут добро хотя бы 25-го числа, то никто ничего закупить не успеет. А заключать контракты загодя в современных условиях стало слишком рискованно.
Как рассказала Ирина Ладышева, в их компании, например, к 1 сентября по договорённости с родительскими комитетами школ готовили обычно 1000 букетов, в этот раз планируемое количество снижено примерно в три раза (до 300 штук).
О существенных цифрах по корректировке объёмов продаж цветов на 1 сентября приводят и другие участники рынка. С другой стороны многие успокаивают: без букетов школьники не останутся. Родителям и детям помогут бабушки у метро с их огородами.