На такси или в каршеринг: что обойдётся дешевле для кошельков петербуржцев?

В разгар пандемии такси продолжили работу в Северной столице, но спрос на поездки был минимальным. Многим водителям пришлось заняться развозкой товаров и продуктов питания. Работу каршеринга остановили в апреле и возобновили лишь 22 июня. На карантине редкие клиенты таксистов не могли нарадоваться ценам, когда за каждого пассажира или заказ бились. По началу такая же ситуация с демпингом была и после запуска каршеринга. Но теперь времена изменились, и «ценник» пополз вверх. 78.ru разбирался, почему так произошло и что выгоднее для жителей Северной столицы: поехать на такси или арендовать машину.
Тариф — тот же, реалии — новые
Отметим сразу, что раскрывать секреты ценообразования не торопятся ни в сервисах такси, ни в каршеринговых компаниях. Но на условиях анонимности участники рынка признаются: есть тариф, он остался таким же, как и в разгар пандемии. Но есть и другие факторы, влияющие на итоговую цену: наличие свободных машин, водителей, готовых выйти на работу для такси, пробки, нахождение того или иного автомобиля в определённом месте, репутация пассажира или клиента, персональные скидки и наработанный опыт сотрудничества. Например, если известно, что клиент может оказаться «проблемным» (портил салон, оставлял горы мусора, заявлял меньше багажа, чем хотел провезти), то на следующую поездку ценник окажется выше. А в каршеринге важен стиль вождения автомобилиста. Чем он аккуратнее и внимательнее на дороге, тем цены ниже.

При этом в пандемию петербуржцы обходились минимумом поездок только по самым неотложным делам. Теперь спрос растёт, а с ним, по законам экономики, увеличивается и стоимость предложения. Между тем, если говорить о такси, то часть водителей так и не вышли на прежнюю работу. Таких в городе может быть 20—30%.
В пресс-службе «Яндекс.Драйв» и «Яндекс.Такси» вопрос по росту цен прокомментировали, совсем не вдаваясь в детали.
— Стоимость поездки зависит не только от выбранного тарифа. В «Яндекс.Драйве» мы используем динамическое ценообразование — цена формируется для каждой конкретной поездки автоматически. Помимо тарифа учитывается множество факторов (например, дорожная ситуация и даже то, как часто пользователь арендует автомобили в сервисе). Расчёт стоимости происходит в режиме реального времени. Аналогично работают и алгоритмы в «Яндекс.Такси», поэтому сравнивать цены, даже средние, для двух видов транспорта в данном случае некорректно, — заявили там.
В сервисе такси «Везёт» отметили лишь, что в конце июня количество поездок на такси в Петербурге практически вернулось к докарантинному периоду. При этом средний чек поездок по городу изменился не существенно.
В каршеринговой компании «Делимобиль» пояснили, что после открытия сервиса спрос резко вырос, автопарк был расширен почти в два раза.

— Цены по-прежнему устанавливаются динамическим образом с помощью смарт-алгоритмов. Для большинства направлений они даже стали ниже, так как это помогает нам оперативно перебрасывать автопарк из точки А в точку Б, чтобы обеспечить шаговую доступность до делимобилей в местах повышенного спроса, — рассказали там.
В каршеринге YouDrive сообщили, что базовые поминутные тарифы не менялись и даже понизили суточные до 1500 рублей/сутки.
— Можно смело сказать, что в июле спрос восстановился до докоронавирусного уровня. Во-первых, лето всегда высокий сезон в каршеринге, во-вторых, в каршеринге человек передвигается, как правило, один, что очевидно безопаснее, чем в любом другом виде общественного транспорта, — констатировали там.
Куда и зачем поедем?
Как сообщили в пресс-службе «Везёт», в карантин петербуржцы больше ездили между спальными районами и из центра в "спальники" (рабочие маршруты). Сейчас география спроса возвращается к нормальному ритму, в пятницу и субботу до утра ездят по центру, в будни видны часы пик с 8 до 11 и с 16 до 21.

Растёт загородное направление, например, Сестрорецк, Пушкин. С учётом ограничений по выезду за рубеж многие петербуржцы выбирают отдых в области или в соседней Карелии.
В «Делимобиль» рассказали, что одно из самых активных направлений — это аэропорт и железнодорожные вокзалы. Средняя аренда автомобиля длится 47 минут.
— Около 65% водителей делимобилей в Северной столице — мужчины, 71% пользователей — возраста от 26 до 45 лет. В месяц один активный «драйвер» совершает в среднем семь-девять поездок на каршеринге. Самыми популярными зонами поездок, вне зависимости от сезонности, являются центр города и спальные районы Мурино и Кудрово. В летний сезон ожидается традиционный резкий рост популярности по направлениям: Пушкин, Петродворец, Кронштадт, — пояснили там.
На днях стало известно, что «Яндекс.Драйв» расширил географию каршеринга до Карелии. Таких планов в «Делимобиле» пока нет.
— В Карелии во многих природных местах очень плохая или даже отсутствующая связь. В целях безопасности наших клиентов мы не можем оставить их без поддержки и связи с нами. В случае внештатной ситуации механики не будут знать, куда ехать. На данный момент зона завершения аренды в «Делимобиль» только город Петербург. Экспериментально на несколько недель завершить аренду и арендовать машину можно было в семи городах Ленобласти, в ближайшее время мы планируем вернуться в эти города окончательно. Разрешенная зона для поездок — вся Ленобласть, — отмечают там.

В YouDrive напоминают, что летом традиционно популярны поездки загород, так как начинается дачный сезон. В этом году вырос сегмент долгосрочных аренд: клиенты берут машину по суточному тарифу на несколько дней или даже недель и месяцев. В компании в настоящее время действует зона аренды в удалении на 250 км от КАД.
Сколько это стоит?
В YouDrive отмечают, что стоимость одного часа использования автомобилей во многом зависит от того, как клиент будет пользоваться машиной.
— Возьмём в качестве примера базовые тарифы, без учёта скидок. Самый бюджетный вариант, например, smart. Режим «использование» стоит восемь рублей/минута, а режим «парковка» 2,5 рубля/минута. Если взять самый дорогой автомобиль в Петербурге в нашем сервисе — BMW X2, то он будет стоить 14 рублей/минута в «использовании» и «парковка» 3,5 рубля/минута, — приводят примеры там.
Также у компании в городе на Неве действует суточный тариф — 1500 рублей за любую модель. В эту цену входит 100 км пробега ежедневно. Каждый км перепробега оплачивается по восемь рублей за км.

В «Делимобиль» аренда обойдется от 7,69 рублей за минуту на машины эконом-класса (Hyundai Solaris, Kia Rio, Volswagen Polo, Nissan Qashqai, MiniCooper, Smart), от 10.88 рублей за минуту на машины бизнес-класса (Audi A3, Audi Q3, BMW 320). То есть, базовая аренда машины на час составит от 462 рублей эконом-класс, от 653 рублей за бизнес-класс. Также есть тариф фикс: клиент вбивает в приложение конечную точку и сразу видит стоимость этой аренды, это очень удобно, если дорога предполагает пробки.
Есть система бонусов, которыми можно оплатить до 50% поездки.
В «Делимобиль» заверяют: стоимость поездки в/из аэропорта на такси от 50% до 70% дороже, чем на каршеринге.
— Можно арендовать машину на сутки, поехать гулять и остаться с ночёвкой в Выборге или Ивангороде. Суточная аренда от 1999 рублей включает 120 км пробега.
Съездить же в курортную зону Финского залива, например, в Зеленогорск, на такси обойдётся, как минимум, в 3500 руб в обе стороны, — приводят примеры там.

В пресс-службе сервиса «Везёт» конкретных расценок на один час поездки не приводят, но отмечают, что поездка до Петрозаводска будет стоить пассажиру более 10 тыс. рублей. В первой декаде июля в компании оформили пять таких заказов.
На вопрос о том, что и как выбрать, участники рынка дают совет: запросить расценки и там, и там, а затем принять решение, исходя из собственных возможностей, потребностей и ожиданий.




