Прямой эфир

Пройти сквозь сердце: Гильдия кузнецов России готовит скульптуру к 318-летию Петербурга

Олеся Курдюкова
20 июля 2020, 19:49
Очень символичный арт-объект появится в центре города силами Василия Кондурова, выковавшего «Скамью жизни» и участвовавшего в проекте «Журавли» в память о погибших над Синаем пассажирах.
Фото: 78.ru

В кузне тихо, но спустя мгновения она наполнится звуками, сопровождающими рождение нового шедевра. Заработал наддув, зажёгся горн — вполне по-современному: зажигалка да кусочек бумаги. По старинке сейчас разводят огонь только на больших кузнечных фестивалях, ударами молота доводя до каления обычный гвоздь. Но такой дедовский способ в быту не слишком практичен.

Молекулы трутся в одном, а потом в другом направлении, нагреваясь от трения. Заготовки медленно наливаются багрянцем, чтобы потом стать и вовсе белыми.

Кузнец потихоньку перебирает инструменты. В этом деле спешку не любят — запорешь ещё заготовку. Большой лист из конструкционной стали, больше похожий на сердце, и два бруска из обычной пружины должны стать новым арт-объектом, который может украсить Петропавловскую крепость уже в следующем году. Причём работать над ним будут не только петербургские кузнецы — легендарную «Камчатку» Виктора Цоя вызвался ковать мастер как раз с Камчатки.

Но почему именно сердце?

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Есть такое выражение — побывать в самом сердце Питера. Это собирательный образ — там же есть мостик через это развёрнутое сердце, пройти через него — это некий символ того, что мы прошли через сердце Питера, побывали в сердце Питера. А на самой середине мостика будут лепестки с отпечатками ладоней — для того, чтобы можно было закреплять и союзы, — ответил президент Гильдии кузнецов России Василий Кондуров.

Каждый листочек «Сердца Петербурга» посвятят определённому событию, месту или личности, сыгравшей важную роль в истории города. Разумеется, один из первых созданных листьев подписали именем Петра Великого.

Вот на наковальню легла первая заготовка, замах — совсем небольшой, потому что важна точность удара. Меньше чем через минуту ковки металл остывает, и снова брусок отправляется в горн. На цилиндрических штырях грубый молот придаёт заготовке изящный изгиб, и проявляется первая цифра — семь. Но кузнец недоволен.

— Больше красная, а здесь цвет такой матовый стал, вот это место подкалённое получилось, более хрупкое, но, поскольку мы её не до конца остудили, мы сейчас её ещё чуть отпустим, — пояснил кузнец.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

С восьмёркой сложнее — больше изгибов. А когда цифры были готовы, настала очередь самого листочка. Всю тонкую работу выполнил кузнец — съёмочной группе досталась роль молотобойцев.

Во время ковки самое главное — чётко и доступно давать указания. Вот так один мастер-кузнец, обучая новичка-подмастерье, сказал: сейчас «Я достану подкову из огня, как кивну головой — сразу бей по ней молотом». И подмастерье сразу стал кузнецом.

После каждого удара цифры всё чётче проявляются на металле, а после в ход идёт кузнечная хитрость — болгарка. И стальной цвет сердца сменяется на синевато-фиолетовый.

— Каждый цвет — цветок побежалости — он соответствует определённой температуре, и мы, когда болгаркой это зачищаем, — счищаем этот самый тонкий слой, который уже воздействует на глаз — определённого цвета, мы его опять счищаем, температура падает, и мы, счищая, даём проявиться уже другому оттенку цвета, — раскрыл магический секрет мастер.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

А вот сказать точно, что стало причиной проявления именно этого цвета, — солидный ли это опыт работы с металлом или же простая удача — не может даже сам кузнец. Это — не завод, не станок и не штамповка. Только человек может вдохнуть в стальную пластину часть своей души.

— Тут характер — человек с какой ноги встал, как он улыбнулся этому миру, как улыбнулись ему в ответ сегодня, и всё это очень видно в ударе, изяществе. Иногда с плохим настроением в кузнице надо просто закрыть её и уйти, потому что кузница — это оживлённое место для кузнеца, — рассказал Василий.

И пусть оттиск на металле неказист, но он сделан с душой, а это главное.