В этом году Фонд капитального ремонта планирует заменить больше 1000 лифтов, а за пять лет — больше 8000. Чиновникам такая задача кажется посильной, но из-за экономического спада, вызванного пандемией, планы могут поменяться. Есть вариант — рассрочка, чтобы лифты ремонтировали уже сейчас, а оплату город производил частями.
Два месяца без лифта, но жители девятиэтажного дома на проспекте Маршала Блюхера к восхождениям по лестнице давно привыкли. Признаются, прежние подъёмники выходили из строя постоянно.
— Старые, часто ломались. Конечно, мы ждём, очень ждём. Мальчики работают, добросовестно работают, — сказала местная жительница Валентина Донцова.
Впрочем, пенсионерка, видимо, не знает, что активность рабочих вызвана трёхнедельным отставанием от графика из-за поставок оборудования. Приехавшие на объект представители Жилищного комитета настоятельно порекомендовали подрядчику ускориться, тем более, замена аналогичного оборудования в других домах не растягивается на столь длительный срок.
— Слушайте, ну это неприемлемо долго. Надо смотреть, какие-то мероприятия разрабатывать, потому что два месяца — это долго. Прорабатывайте технологическую карту, — отметили они.
Всё в том же Красногвардейском районе Петербурга есть и положительные примеры. В многоквартирном доме на Ленской улице ремонтные бригады уложились в срок, да ещё и учли пожелания жильцов — установили в парадных грузовые лифты, которых здесь не видели с самого новоселья.
— По проекту, пассажирский и грузовой лифты должны были быть, но поставили два пассажирских. Заезжали мы сюда только с пассажирскими лифтами. А сейчас вернули по проекту — теперь лифты и грузовой, и пассажирский, — рассказала Надежда Иванова.
Всего в Петербурге сегодня функционируют около 45 тыс. лифтов, из них 752 планируют заменить в 2020 году. До 2025 года сроки эксплуатации закончатся примерно у 8000, то есть, каждый год требуется заменять около 1600 грузоподъёмных машин. И если где-то вдруг не успеют этого сделать, работу лифтов будут попросту останавливать.
Об угрозах использования старых ненадёжных лифтов хорошо знает юрист Артём Баконин, который дважды представлял в суде интересы петербуржцев, потерявших родных из-за неисправности оборудования. Первое такое дело защитник вёл ещё в 2012 году.
— 9% на тот момент лифтов не пригодны к эксплуатации. В настоящее время я могу сказать что более 50% лифтового оборудования требует замены. Лифтов, подлежащих замене, становится больше и больше, а денег на это, к сожалению, нет, — отметил юрист.
Чиновники тоже признают, что ремонтировать по 1000 лифтов в год недостаточно, но делать нечего — пандемия сократила бюджеты.
— В какие-то года при наличии денежных средств мы будем разрабатывать какие-то подходы для того, чтобы к 2025-му году эту задачу по Петербургу выполнить. Для всей России она архисложная, но в Петербурге у нас есть пути решения этой задачи, — пояснил председатель Жилищного комитета Виктор Борщёв.
Один из механизмов в Петербурге уже проверяют в действии. Примерно половину лифтов подрядчики ремонтируют сегодня, но деньги получают в течение нескольких последующих лет. Так, в рассрочку, по мнению сотрудников Жилищного комитета, удастся заменить большее количество износившихся грузоподъёмников.