Константин Райкин: страсть, деспотизм и преданность искусству

Между двумя столицами
Такое случается крайне редко — может быть, раз в 100 лет — чтобы сын гениального человека оказался столь же неисчерпаемо талантливым, но совсем по-другому, по-своему, самобытно. Константин Райкин — тот самый редкий случай.
Едва ли не полжизни Константин Райкин разрывался между двумя столицами. Родился он 8 июля 1950 года в Ленинграде, окончил физико-математическую школу при Ленинградском университете... Однако физиком не стал: после школы он отправился в Москву и поступил в театральное училище им. Щукина.

Едва покинув стены Alma mater, Райкин-младший был приглашён в весьма известный театр — московский «Современник». Отдав ему десять лет, Константин Аркадьевич вернулся в родной Ленинград. Здесь он поступил на службу в Ленинградский театр миниатюр, основанный его отцом... Но через год театр Райкина переехал в Москву и стал государственным. Вместе с ним в столице вновь оказался и Константин.
В 1987 году Государственный театр миниатюр превратился в Московский театр «Сатирикон», а ещё через год Константин Райкин стал его художественным руководителем. На этом посту он находится почти полжизни. И всю жизнь, практически не исключая детские годы, артист посвятил театру.
Отказ от кино ради преданности театру
Все мы помним великолепные фильмы с участием Константина Райкина — музыкально-танцевальный шедевр «Труффальдино из Бергамо», фантастический и трагический «Остров погибших кораблей» и, конечно, «Свой среди чужих, чужой среди своих». И хоть всероссийская популярность актёра неоспорима, на счету юбиляра совсем не много киноролей — лишь около трёх десятков. А последние 12 лет он и вовсе не снимается.
Константин Райкин не раз заявлял, что кино — это не его история. Он давно и прочно связал себя с театральными подмостками и к «плёнке» возвращаться не планирует. Хоть и отмечает, что большой экран играет огромную роль при завоевании актёром популярности.

У сына великого Аркадия Райкина проблем с популярностью никогда не было. Слава отца долгое время довлела над ним, пытаясь отнять возможность проложить собственный путь. И, тем не менее, Константин Аркадьевич смог — он стал совсем другим, страстным, ярким, взрывным и, одновременно, трагическим персонажем российской сцены. Столько же гениальным, как и его отец, но совсем по-иному.
Ещё в 1985 году он представил собственную сольную программу «Давай, артист!», с которой позже объехал всю страну. В это монопрограмме Райкин-младший выступил как человек-оркестр: он был и единственным актёром, и танцором, и певцом, и декламатором, и даже конферансье. Уникальный талант Константина Райкина оказался просто невероятно многогранным.
За полвека службы в театре он сыграл примерно в 40 спектаклях. Не так много — но лишь потому, что юбиляр не привык размениваться по мелочам. Каждую роль он совершенствует до мельчайших деталей, как и каждую режиссёрскую работу. Пьесы Шекспира, Островского, Пушкина, Зюскинда, Кафки, Булгакова и других великих драматургов и писателей воплощались на отечественной сцене с помощью Константина Райкина в настоящие шедевры.
Райкин-преподаватель: эликсир молодости для любящего «отца»
Чистая страсть к искусству и преданность его самым высоким идеалам особенно ярко проявились в преподавательской деятельности Константина Райкина. Театральный педагог и профессор, он 12 лет преподавал в Школе-студии МХАТ. Как признавался сам артист журналистам, эти годы преподавания очень много дали ему — в процессе обучения нового поколения актёров он активно развивался сам.
В полушутку Райкин отмечал, что преподавание замедляет старение и является истинным эликсиром юности. Ведь ты не только учишь чему-то молодёжь — ты постоянно учишься сам, в том числе и у собственных подопечных. И чуждый снобизму Райкин всегда с удовольствием подмечал необычные черты и таланты у своих учеников, которые помогали ему самому понять актёрскую профессию чуть лучше.

Восемь лет назад, в 2012 году, Константин Райкин осуществил голубую мечту любого преподавателя по призванию: он открыл собственную «Высшую школу сценических искусств». Профессор уверен, что актёрская школа должна быть довольно консервативной — что кажется удивительным, если учесть его собственный весьма новаторский подход к театру. Тем не менее, ничего странного в этом нет: только на традиционном фундаменте можно выстроить нечто новое и стоящее.
Преподавание, пестование своих студентов в одном из интервью Константин Райкин сравнивал с отцовством — это столь же невероятное сложное дело, которое приносит так же много радости и удовольствия. К своим ученикам он относится с большим трепетом, очень переживая, что жизнь сделает их циничными, лишив наивности и искренности. А без них стать истинным актёром невозможно.
Строгие принципы профессора Райкина
Тем не менее, многие ученики Константина Райкина отмечают: это едва ли не самый строгий и требовательный преподаватель на свете. Артист и сам признаётся, что довольно деспотичен по отношению к своим студентам. Чтобы попасть на его курс, необходимо было пройти не три, а пять этапов. Каждого молодого актёра Райкин проверяет словно под микроскопом. Причём для него важен не только талант — крайне важна преданность делу, такая же горячая и искренняя, какую исповедует он сам.
Актёр Гела Месхи, к примеру, рассказывал в интервью, что на курсе у Райкина в Школе-студии МХАТ была поистине железная дисциплина. Мало того, что тот отбирал к себе только лучших — всех, кто, по его мнению, проявлял какую-то леность и недисциплинированность, кто не полностью отдавал себя профессии, он без жалости выгонял.
Так, к примеру, профессор выгнал популярную сейчас актрису Кристину Асмус, известную по роли Варвары Черноус в сериале «Интерны». Позже он признавался журналистам, что Асмус — хорошая и талантливая актриса, но училась она плохо, а это никак не согласовывалось с его собственными строгими принципами.

Отчислил в своё время Райкин и актёра Павла Прилучного, ставшего популярным благодаря телесериалам «На игре», «Геймеры» и «Мажор». По одной из версий, Прилучный решил немного отдохнуть после травмы — и, выписавшись из больницы, поехал домой. Несколько дней прогулов преподаватель ему не простил.
Съёмки в сериалах — отдельная история, которую очень не любит Константин Аркадьевич. Как человек, глубоко преданный театральному искусству, телевизионную «жвачку» он считает халтурой, лёгким способом заработать популярность, предавая свои идеалы. Сам Райкин никогда не ставил славу во главу угла и не придавал значения популярности. Во многом именно поэтому он отказался от карьеры в кино, хотя практически все картины, к которых он снялся, горячо любимы зрителем.




