До выхода в море остаётся несколько минут, а задача экипажа гидрографического судна — доставить продукты, топливо, оборудование смотрителям маяков. Ещё нужно заменить главный навигационный буй на входе в морскую зону Санкт-Петербурга, который будет указывать кораблям курс на город: его свет ночью или яркую раскраску днём моряки видят первым, а дальше идут по фарватеру, словно по трассе, ведь он тоже обозначен специальными знаками.
Вес морского буя — 5 тонн, а длина — 10 метров. Сейчас он находится на палубе, откуда с помощью крана его установят в воду. Металлический корпус, фонарь, трехтонный якорь, три аккумулятора — конструкция простая, но надёжная. Его свет ночью, или яркую раскраску днём, моряки видят первым. Дальше идут по фарватеру, словно по трассе. Он тоже обозначен специальными знаками.
— Вот мы проходим сейчас красный буй, он показывает, что это левая сторона фарватера. Справа — зелёные. Вот между ними безопасный путь, по которому спокойно подходим к причалу, — рассказал начальник отделения маячной службы Владимир Ергер.
Этим маршрутом проходят десятки судов ежедневно. Фарватер сложный — без опытного лоцмана и навигационных знаков не обойтись. Безопасность мореходства приходится обеспечивать на сотни морских миль вокруг. Всё оборудование меняют раз в полгода — этим занимаются гражданские моряки, но задачу им ставят военные, ведь Финский залив это их зона ответственности.
— Без них справиться не получится ни одному из мореплавателей. GPS может выключиться, а маяк будет светить всегда, даже без светодиодов. И это наша основная задача, — отметил начальник района гидрографической службы Ленинградской морской базы Александр Шубин.
Час пути по воде и вот она — морская окраина Петербурга. Погода неожиданно меняется: начинается дождь, усиливается ветер, на море волнение. Метеоусловия сложные, но операцию по замене оборудования не переносят. При замене буя гидрографическому судну необходимо как можно ближе к нему подойти, иначе корпус его просто раздавит.
Всего 10 десять минут, и он установлен, но экспедиция продолжается. Гидрографическое судно держит курс на маяк Толбухин, что в нескольких милях от острова Котлин. Он появился здесь ещё при Петре Первом. Однако из-за отмели и камней близко не подойти, поэтому матросам пришлось пересесть на транспорт поменьше.
Небольшой клочок земли посреди открытого моря — на этом искусственном островке, который можно обойти всего лишь за пару минут, располагается самый старый маяк в России Толбухин. На берегу матросов встречает его начальник Дмитрий Масько, который живёт здесь круглый год вместе с женой, четырьмя кошками и парой собак. Пожалуй, это всё население острова. Дмитрий — морской офицер в запасе, за два года на большой земле не был ни разу. О своём выборе не жалеет, но на берег, говорит, иногда всё же тянет.
— Любим мы за грибами с женой иногда ходить, но здесь, видите, ни леса, ничего нет, — говорит Дмитрий.
Обслуживание маяка — дело не простое: надо и дизель, который даёт острову электричество, самому, если что, починить, и хозяйство вести, и метеорологом, и связистом быть. Но главное, конечно, вовремя зажигать сам маяк.
— Он виден за 15 морских миль. Фонарь включается вечером и гаснет утром, то есть в тёмное время суток. Зажигаю я его сам.
В следующий раз с большой земли сюда приедут лишь через несколько месяцев, также завезут продовольствие и солярку. Ну, а экипажи гидрографических судов продолжает работу, тем более, её в море хватает всегда.