Прямой эфир

Дорога к покупателю: рестораторы Петербурга мостят себе полки в продуктовых сетях

Светлана Коваленко
22 мая 2020, 12:57
В условиях карантина вслед за Москвой в Петербурге продуктовые сети начинают договариваться с рестораторами и кондитерами о продаже их продукции в магазинах. Эксперты и участники рынка признают: это, конечно, помощь отрасли, но не панацея.
Фото: Aurelien Morissard/ Xinhua/ globallookpress.com

В пандемию ресторанный бизнес в Москве и Северной столице одним из первых попал под закрытие точек. И его же обещают запустить в последних рядах при снятии ограничений. В новых реалиях жизни рестораторы и кондитеры пытаются найти себе лазейку для выживания. Заинтересованы в сотрудничестве с ними и продуктовые сети, также начавшие терять прибыль на фоне снижения доходов населения.

Не более трёх суток

Как рассказала 78.ru руководитель проекта «Ресторан на полке» сети «ВкусВилл» Елена Белобородова, уже сейчас ретейлер сотрудничает с компаниями «Счастье», «Марчеллис», рестораном «Бильбао», кофейнями «Восход» и «Сибаристика — кофе». В настоящее время ведутся переговоры с сетью кондитерских «Буше».

— Мы начали работать с ресторанами с апреля. За первый месяц запустили в сеть около 58 ресторанов, кафе. Главная цель — поддержка ресторанов, кафе, кондитерских. Помочь им справиться с ситуацией в столь непростое время и сохранить людей, которые могут остаться без работы, — пояснила Елена Белобородова.
Фото: Britta Pedersen/ globallookpress.com
Фото: Britta Pedersen/ globallookpress.com

По её словам, компания ставит перед собой задачу реализовывать до 85% такой готовой продукции, но, конечно, не всегда получается.

В пресс-службе Х5 Retail Group также заверили: сеть «Перекрёсток» готова поддержать ресторанный бизнес в условиях пандемии и предлагает разместить свою продукцию на полках супермаркетов сети.

— Потенциальным партнёрам необходимо оставить заявку. Все предложения будут рассмотрены в течение двух суток. Если запрос будет получен в выходные, то ответ придёт в понедельник, — сообщили там.

При этом в пресс-службе особо подчеркнули: все партнёры должны будут пройти обязательную проверку качества продукции, аудит производства и после этого, в случае положительного ответа, будет подписан договор сотрудничества по упрощённой процедуре согласования.

— Важными критериями для оценки предложений станут наличие сертификатов качества и деклараций. Срок годности реализуемой продукции должен быть не менее трёх дней, — пояснили там и добавили, что, например, в Москве уже начали размещаться объявления о доставке еды из местных кафе. В числе первых таких партнёров — сеть кафе «АндерСон» и рестораны сети Novikov Group.
Фото: Aurelien Morissard/ Xinhua/ globallookpress.com
Фото: Aurelien Morissard/ Xinhua/ globallookpress.com

Факт переговоров с «Буше» подтвердили и в пресс-службе «Ленты». Этот ретейлер уже успел договориться с сетью «Шоколадница». Пилотный проект пока также стартовал в Москве.

— География и ассортимент проекта будут расширяться. Кроме того, в мае будут реализованы совместные проекты с ресторанами, продающими кондитерские изделия и готовые блюда в Москве и Петербурге, — сообщили там.

Не в массовом порядке, но на будущее

Член Гильдии маркетологов Елена Пономарёва отмечает, что за границей, особенно в Европе, история с продажей ресторанной еды в магазинах набирала обороты ещё и до пандемии. Там для такой пищи уже разработана качественная упаковка, позволяющая сохранить все внешние и внутренние свойства товара, а его стоимость вполне себе приемлемая для европейцев.

— В России немного другая ситуация. Из прошлых лет существовало недоверие к готовой кулинарии, качество которой достойным считали только в универсамах. Та же еда, что продавалась и до карантина в сетях, приобреталась в основном холостяками, офисными работниками для перекусов. И совсем другое дело будет, если мы говорим именно о ресторанной еде, — уверена Елена Пономарёва.

Вместе с тем, по мнению эксперта, есть три важных аспекта: уже упоминавшаяся ранее упаковка, которая должна сохранить внешний вид ресторанного блюда, выкладка товара, будет ли он находиться на специальных полках, как это происходит с продукцией ЗОЖ, а также сроки хранения.

Фото: Robert Michael/ globallookpress.com
Фото: Robert Michael/ globallookpress.com
— Но также надо понимать, что это явление массовым не будет, так как далеко не все привыкли ходить в рестораны. Да и продукция там единичная, хоть и поставленная на поток. Потому стоит он, конечно, дороже, чем просто готовая еда, — считает Елена Пономарёва.

По мнению маркетолога, для ресторанов эта история может привести и к дальнейшему положительному эффекту.

— Не секрет, что многие россияне привыкли проблемы «заедать». Попробовав какое-то блюдо в сети, после снятия карантина покупатель может прийти потом в ресторан, чтобы уже насладиться и атмосферой тоже. Дело в том, что тот же «Буше», «Марчеллис», «Бильбао» — это качественные, вызывающие доверие бренды у петербуржцев. И если его снижение не произойдёт, то выиграют только все. Сейчас весь мир идёт по пути коллаборации, так что лично я считаю: это хорошая история. Сейчас горожане получили возможность и сходить в магазин, и приобрести там блюда ресторанного уровня, — рассуждает Елена Пономарёва.

Впрочем, совладелец «Теремка» Виталий Свидовский перспективы сотрудничества с сетями прокомментировал кратко. По его словам, переговоры проводились, «но маловероятно, что из этого что-то выйдет». Дело в том, что у компании для продукции срок хранения составляет не более восьми часов. Ретейлеры же говорят о времени в несколько суток.

О том, как карантин может изменить рынок продуктовых сетей, 78.ru уже рассказывал.