В пандемию ресторанный бизнес в Москве и Северной столице одним из первых попал под закрытие точек. И его же обещают запустить в последних рядах при снятии ограничений. В новых реалиях жизни рестораторы и кондитеры пытаются найти себе лазейку для выживания. Заинтересованы в сотрудничестве с ними и продуктовые сети, также начавшие терять прибыль на фоне снижения доходов населения.
Как рассказала 78.ru руководитель проекта «Ресторан на полке» сети «ВкусВилл» Елена Белобородова, уже сейчас ретейлер сотрудничает с компаниями «Счастье», «Марчеллис», рестораном «Бильбао», кофейнями «Восход» и «Сибаристика — кофе». В настоящее время ведутся переговоры с сетью кондитерских «Буше».
— Мы начали работать с ресторанами с апреля. За первый месяц запустили в сеть около 58 ресторанов, кафе. Главная цель — поддержка ресторанов, кафе, кондитерских. Помочь им справиться с ситуацией в столь непростое время и сохранить людей, которые могут остаться без работы, — пояснила Елена Белобородова.
По её словам, компания ставит перед собой задачу реализовывать до 85% такой готовой продукции, но, конечно, не всегда получается.
В пресс-службе Х5 Retail Group также заверили: сеть «Перекрёсток» готова поддержать ресторанный бизнес в условиях пандемии и предлагает разместить свою продукцию на полках супермаркетов сети.
— Потенциальным партнёрам необходимо оставить заявку. Все предложения будут рассмотрены в течение двух суток. Если запрос будет получен в выходные, то ответ придёт в понедельник, — сообщили там.
При этом в пресс-службе особо подчеркнули: все партнёры должны будут пройти обязательную проверку качества продукции, аудит производства и после этого, в случае положительного ответа, будет подписан договор сотрудничества по упрощённой процедуре согласования.
— Важными критериями для оценки предложений станут наличие сертификатов качества и деклараций. Срок годности реализуемой продукции должен быть не менее трёх дней, — пояснили там и добавили, что, например, в Москве уже начали размещаться объявления о доставке еды из местных кафе. В числе первых таких партнёров — сеть кафе «АндерСон» и рестораны сети Novikov Group.
Факт переговоров с «Буше» подтвердили и в пресс-службе «Ленты». Этот ретейлер уже успел договориться с сетью «Шоколадница». Пилотный проект пока также стартовал в Москве.
— География и ассортимент проекта будут расширяться. Кроме того, в мае будут реализованы совместные проекты с ресторанами, продающими кондитерские изделия и готовые блюда в Москве и Петербурге, — сообщили там.
Член Гильдии маркетологов Елена Пономарёва отмечает, что за границей, особенно в Европе, история с продажей ресторанной еды в магазинах набирала обороты ещё и до пандемии. Там для такой пищи уже разработана качественная упаковка, позволяющая сохранить все внешние и внутренние свойства товара, а его стоимость вполне себе приемлемая для европейцев.
— В России немного другая ситуация. Из прошлых лет существовало недоверие к готовой кулинарии, качество которой достойным считали только в универсамах. Та же еда, что продавалась и до карантина в сетях, приобреталась в основном холостяками, офисными работниками для перекусов. И совсем другое дело будет, если мы говорим именно о ресторанной еде, — уверена Елена Пономарёва.
Вместе с тем, по мнению эксперта, есть три важных аспекта: уже упоминавшаяся ранее упаковка, которая должна сохранить внешний вид ресторанного блюда, выкладка товара, будет ли он находиться на специальных полках, как это происходит с продукцией ЗОЖ, а также сроки хранения.
— Но также надо понимать, что это явление массовым не будет, так как далеко не все привыкли ходить в рестораны. Да и продукция там единичная, хоть и поставленная на поток. Потому стоит он, конечно, дороже, чем просто готовая еда, — считает Елена Пономарёва.
По мнению маркетолога, для ресторанов эта история может привести и к дальнейшему положительному эффекту.
— Не секрет, что многие россияне привыкли проблемы «заедать». Попробовав какое-то блюдо в сети, после снятия карантина покупатель может прийти потом в ресторан, чтобы уже насладиться и атмосферой тоже. Дело в том, что тот же «Буше», «Марчеллис», «Бильбао» — это качественные, вызывающие доверие бренды у петербуржцев. И если его снижение не произойдёт, то выиграют только все. Сейчас весь мир идёт по пути коллаборации, так что лично я считаю: это хорошая история. Сейчас горожане получили возможность и сходить в магазин, и приобрести там блюда ресторанного уровня, — рассуждает Елена Пономарёва.
Впрочем, совладелец «Теремка» Виталий Свидовский перспективы сотрудничества с сетями прокомментировал кратко. По его словам, переговоры проводились, «но маловероятно, что из этого что-то выйдет». Дело в том, что у компании для продукции срок хранения составляет не более восьми часов. Ретейлеры же говорят о времени в несколько суток.
О том, как карантин может изменить рынок продуктовых сетей, 78.ru уже рассказывал.