Общество
12:0923 марта 2020

Рестораны и кафе Петербурга просят Смольный помочь пережить коронавирус

Посещаемость заведений упала, владельцы терпят убытки, а сотрудники рискуют остаться без работы.
Фото: 78.ru

Рестораторы Петербурга называют март 2020 года критическим для всей отрасли: буквально за несколько дней посещаемость практически всех заведений города упала вдвое, предприниматели терпят колоссальные убытки, наблюдаются задержки с оплатой поставщикам товаров и арендодателям. Владельцы ресторанов, баров и кафе уже обратились к правительству города с просьбой поддержать их и не допустить коллапса отрасли, где работают более 100 тыс. человек.

Тревожные события в мире и рекомендации российского Минпромторга диктуют новые стандарты тотальной стерильности: каждый повар должен быть в маске, под рукой — обязательно куча средств дезинфекции, столы и стулья в зале должны быть расставлены так, чтобы расстояние между посетителями было не менее метра, а в помещении не должны находиться люди с симптомами ОРВИ. Кроме того, персоналу приходится следить за тем, чтобы все гости перед приёмом пищи вымыли руки, а тем, кому за 60, рекомендовать воздержаться от посещения заведения.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Прислушиваться к рекомендациям чиновников или нет — пока решают сами рестораторы. А вот горожанам новые меры не внушают чувство безопасности, поэтому многие решили отказаться от походов в общепит.

— Вы видите, один из самых популярных ресторанов города, практически пустой. Не потому, что у людей кончились деньги. Кризис, который уже есть на фондовых рынках, он ещё до нас не дошёл, люди просто боятся выходить из дома, — рассказал ресторатор Алексей Буров.

По мнению экспертов отрасли, многие заведения города могут обанкротиться быстрее, чем новая мировая напасть канет в небытие.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Задумываться о закрытии бизнеса будут многие. Если здесь не будет помощи от государства, я думаю, отрасль может долго не оправиться. Полностью не погибнет, конечно, но оправиться ей будет очень тяжело, — отметил президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар.

Владельцев заведений Петербурга уже начинают настигать финансовые проблемы. Исторически сложилось так, что после отгрузки товара поставщики дают рестораторам отсрочку в течение 14-30 дней.

— Сейчас есть проблема, что у нас уже есть накопленный долг поставщикам, который мы сейчас из оборотных средств выплачивать не можем, потому что они упали на 50%, — рассказал ресторатор Евгений Литвяк.

На данный момент в сфере общественного питания работают около 1,5 млн человек: не только повара, официанты и уборщики, но и логисты, фермеры и бухгалтеры. Вполне возможно, что многие из них в ближайшее время могут лишиться работы.

— Не в смысле, мы прикрываемся ими как щитом. Мы говорим, что мы в одной лодке плывём, нам важно, чтобы экономика города продолжала работать. Это же не просто абстрактное число людей. Это специалисты, молодые семьи, которые покупают квартиры, покупают одежду для своих детей, ходят в секции. То есть, они экономику поддерживают, — поделился ресторатор Алексей Буров.

В Смольном говорят, что экстренные меры по поддержке малого бизнеса уже находятся в разработке.

— По итогам консультаций мы представим пакет мер. Он будет обеспечен не только административными решениями, но и деньгами, — пояснил вице-губернатор Петербурга Евгений Елин.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Рестораторы в свою очередь просят юридически признать пандемию форс-мажорным обстоятельством, чтобы обзавестись легальными основаниями отсрочить платежи по аренде в самые сложные месяцы.

— Владельцы торговых центров говорят: «Это не наши проблемы. То, что стало меньше народу — это ваши проблемы, как арендаторов». Соответственно, с этими компаниями нужно выходить на переговоры, как-то с ними вести диалог. На сегодняшний день то, что коронавирус признали пандемией — это не является основанием для переговорных процессов, — рассказала ресторатор Алёна Мельникова.

Чтобы хоть как-то удержаться на плаву малый бизнес пытается развивать новые направления. Например, в одном из кафе на Петроградской стороне после резкого уменьшения количества посетителей решили работать по принципу «гора к Магомеду»: доставку домашней еды организовали через соцсети. Обращаться к курьерским службам владельцы заведения не стали: мол, берут слишком большой процент. А заказы развозят завсегдатаи кафе или те, кому просто по пути.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Неожиданно мы получили очень большой отклик, я так понимаю, это люди, которые работают на удалёнке, или которые остались работать в офисе, но не выходят, — отметила владелец кафе-столовой Екатерина Клинько.

Однако на одной доставке окупить все затраты на зарплату персоналу и аренду помещения всё равно не получается. Здесь перед предпринимателями встаёт непростой выбор: оставить кухню и работать на доставку, уволив при этом большую часть сотрудников, или ничего не менять, но нести убытки и дожидаться, когда ситуация наладится.

ЕдаКафеСмольныйКовид
Новости партнеров