Прямой эфир

Актриса Ирина Мазуркевич — о звёздных ролях в кино, удаче и зависти из-за 50 рублей

Маргарита Звягинцева
19 марта 2020, 15:09
Уже в 17 лет она сыграла в дуэте с Владимиром Высоцким в картине «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», а вскоре исполнила роль Патриции в фильме «Трое в лодке, не считая собаки». О ролях, коллегах и главном в жизни актриса рассказала в беседе.
Ирина Мазуркевич/ Фото: kino-teatr.ru

Работа с Высоцким и дебют в кино

Хрупкая барышня Наташа Ртищева, ставшая невестой Ибрагима Ганнибала в исполнении Владимира Высоцкого, запомнилась в своё время многим. Снятый в 1976 году фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» режиссёра Александра Митты ценители хорошего кино и поклонники Высоцкого бесконечно пересматривают до сих пор. Но кто она — нежная, но столь сильная духом барышня?

Сегодня сыгравшей Наташу Ирине Мазуркевич уже 61 год. Многие годы заслуженная и народная артистка РФ служит в Театре комедии им. Акимова. Вспоминая тот самый фильм с Высоцким, Мазуркевич признаётся: была так юна, что совсем не осознавала, кто её партнёр. Между тем, сам Высоцкий из нескольких претенденток выбрал именно хрупкую красавицу Ирину. Но её больше волновала работа с таким великим человеком, как Александр Митта. Уровень режиссёра она, как актриса, понимала прекрасно — несмотря на невероятную юность.



Однако дебют актрисы состоялся ещё раньше — в картине «Чудо с косичками», сюжет которой рассказывал невероятную историю олимпийской чемпионки Ольги Корбут, совершившей прорыв в художественной гимнастике. На момент съёмок Ире было всего 15, а потом 16 лет — день рождения она отмечала практически на съёмочной площадке.

С раннего детства в течение восьми лет Ира занималась художественной гимнастикой. Возможно, это и стало главным аргументом в пользу её кандидатуры на роль юной гимнастки. Разумеется, все удивительные трюки делала сама олимпийская чемпионка.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Чудо с косичками"/ Фото: kino-teatr.ru
— Конечно, я Корбут знала, она же тоже из Белоруссии, тогда имя её звучало везде, — вспоминает актриса. — Но мы с ней на съёмках не встречались.

Правда, после съёмок «Чудо с косичками» долгое время лежало в дальнем ящике — несмотря на героический сюжет и звёздный состав. Помимо Мазуркевич, в картине снялись Игорь Ясулович и Александр Калягин.

— Сначала фильм озвучивала не я, а потом его положили на полку — кто-то из артистов уехал в Америку, этого было достаточно, чтобы завернуть картину, — рассказывает Ирина Мазуркевич.

Дефекты речи и мечта о большой сцене

Но так вышло, что для самой актрисы этот вынужденный «лаг» картины между съёмками и выходом на экраны оказался подарком. Дело в том, что у девушки были определённые проблемы с дикцией — она плохо выговаривала буквы «ж» и «ш».

— Фильм пролежал на полке год или два, а я за это время исправила дикцию, и фильм переозвучили. Я переозвучила свою роль сама, — поделилась Мазуркевич.

Интересно, что этот дефект ничуть не помешал актрисе поступить в Горьковское театральное училище, причём в совсем юном возрасте — всего в 15 лет.

— Я совсем не думала, что это большой недостаток. Меня абсолютно не напрягало, что я не выговаривала буквы. Я читала хорошо, с выражением. Остальное — достоинство, внешние данные — у меня были, — вспоминает актриса.
"Сказ про то, как царь Петр арапа женил", 1976/ Фото: kino-teatr.ru

В те времена, а именно в первой половине 70-х, к подобным моментам подходили строго, но справедливо. Молодым дарованиям всячески помогали исправить свои недостатки, и если они были готовы к серьёзному труду — он вознаграждался.

— Мне был нанят приходящий логопед, который со мной занимался, — рассказала артистка, — Я не знаю, где ещё так делается. Сейчас людей набирают и так и пускают с такой дикцией (на сцену) — с говором, с акцентами. А раньше давался шанс, и если у человека за два года получалось исправить дикцию, говор, акцент, то он оставался. Конечно, при наличии других данных. А если нет — то извините, до свиданья.

В кино, в отличие от театра, проблемы дикции в те времена не особенно замечали — картину легко мог переозвучить другой актёр. Но Мазуркевич не планировала лишать себя сцены и всего за год, плотно занявшись этой проблемой, выработала прекрасную дикцию без дефектов.

Счастливая «блоха»

В кинокарьере Ирины Мазуркевич было ещё много ярких ролей и интересных фильмов. Так, в 1979 году она снялась в картине «Трое в лодке, не считая собаки», а ещё через год — в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Мазуркевич исполнила роль Нехаевой в «Жизни Клима Самгина» и Ирины в «Трёх сёстрах» Юрия Грымова. Но театр никогда не уходил из её судьбы.

Фото: пресс-служба театра комедии им. Акимова
Фото: пресс-служба театра комедии им. Акимова

Сразу после окончания училища актриса была приглашена в Театр им. Ленсовета — на неё во время выпускного спектакля обратил внимание сам главный режиссёр Игорь Владимиров. И тут ей, актрисе, уже получившей всесоюзную известность после двух крупных фильмов, игравшей у Митты и в паре с Высоцким, пришлось изображать блоху и участвовать в массовке в рамках спектакля «Левша». Но это, как оказалось, ничуть не огорчило Ирину:

— Да это счастье! Может быть, сейчас молодые артисты, снявшись в двух сериалах, даже не хотят в театр идти. Они думают, им достаточно и сериалов. А я попала в театр, и лучше этих спектаклей я не видела! Я смотрела из-за кулис каждый спектакль, приходила каждый вечер и смотрела: «Дульсинею Тобосскую», «Человек и джентльмен»... Я смотрела на этих артистов, и то, что я даже хожу с ними по одному коридору, уже было счастье. А вы говорите — блоха. Я в восторге была (от роли). Более того, в этом спектакле все играли свои роли, а потом сидели на скамейках и изображали народ, и девочки говорили: «Мы на сцене только на тебя и смотрели, потому что тебе всё нравилось, ты так хорошо играла!».

Экстремальное освоение роли

Позже, впрочем, у Ирины было немало крупных лирических ролей в театре им. Ленсовета. Уже следующим её спектаклем стала чешская драма «Именем земли и солнца», где проводилась любовная линия учителя и ученицы.

Фото: пресс-служба театра комедии им. Акимова
Фото: пресс-служба театра комедии им. Акимова
— А летом у меня был просто звёздный случай, — спектакль «Интервью в Буэнос-Айресе», — вспоминает Мазуркевич. — Это единственный спектакль, где играл сам Владимиров, там же играли Алиса Фрейндлих, Боярский, Каменецкий, Дичков. Они только что вернулись из гастролей по Франции, и это была визитная карточка театра. Открывается сезон, и мне дают роль Бетан в «Малыше и Карлсоне» (Бетан — сестра Малыша — прим. ред.), которого я только из-за кулис смотрела, и была в восторге, просто умирала! Это тоже была роль Луппиан, её помогали разгрузить, чтобы она могла родить нынешнего депутата Государственной Думы (Сергея Боярского, сына Ларисы Луппиан и Михаила Боярского — прим. ред.).

Обрадованная новой ролью, Мазуркевич забилась на задние ряды во время общего сбора артистов, чтобы поучить свой текст.

— И в это время меня толкают: «Ира, Ира, вон, про тебя говорят!». Оказывается, в это время Владимиров сообщил, что сейчас мы быстренько сворачиваем сбор труппы, потому что вечером спектакль «Интервью в Буэнос-Айресе» отменять нельзя, а Галя Никулина, артистка, которая играла его дочку, заболела. И вот Владимиров говорит: «Будем вводить Мазуркевич!»

В тот вечер Ирина сделала практически невозможное — подготовилась к совершенно неизвестной для себя и отнюдь не проходной роли буквально за пять часов. При том, что обычно спектакли репетируют месяцами.

Фото: пресс-служба театра комедии им. Акимова
Фото: пресс-служба театра комедии им. Акимова
— Это был единственный спектакль, который я не видела в театре, потому что он разводился с «Левшой»: на одной площадке шёл «Левша», а на другой — «Интервью в Буэнос-Айресе», — рассказывает актриса. — И я вот за эти часы ввелась, мне всё показали быстренько... Меня спрашивают: «А как ты не боялась?». Ну как? Ты же по молодости не понимаешь меру ответственности, страха нет. Страшно сначала, когда ты только стоишь за кулисами. С возрастом, конечно, немножко больше боишься, но там нужно уже по-другому подходить к делу. А там, как только ты пресекаешь границу — вот ты за кулисами, а вот ты на сцене — оно всё куда-то исчезает, начинаешь заниматься делом и не думаешь, страшно, не страшно.

За такой «скоростной ввод» Ирина Мазуркевич получила огромную по тем временам премию — 50 рублей.

— Раньше никому больше 30 не давали, при зарплате 110 рублей. А может быть, у меня была тогда даже 90 рублей зарплата, я уже точно не помню, — делится артистка.

Конечно, такая премия мгновенно стала предметом зависти и пересудов. Но пока одни возмущались, что юная актриса получает такие деньги, другие удивлялись её смелости и таланту.

«Я рада, что работа у меня есть»

В наши дни у Ирины Мазуркевич тоже хватает любимой работы:

— Вот сейчас начинается репетиция пьесы «Круг» Сомерсета Моэма, и для меня это очень радостное событие. Я играю там одну из главных ролей. Правда, там все роли главные. У хороших драматургов все роли важные, нет проходящих.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Много лет назад Ирина Мазуркевич ушла из Театра им. Ленсовета в Театр комедии им. Акимова — потому что для неё в первом её большом театре не стало ролей.

— Тогда практически ничего не ставилось, не было ролей и надо было выбирать: или работать, или сидеть и ждать непонятно чего, — вспоминает артистка. — Придя в Театр комедии, я получила сразу просто очень большое количество ролей, но не потому, что я кого-то подсиживала. Я пришла в театр на свободное место, я заняла нишу, которую освободила Лика Неволина, уйдя из Театра комедии. У каждого своё место в театре, на которое ты можешь рассчитывать. Поэтому я очень много поиграла за первые семь лет после того, как ушла из Театра Ленсовета, получила опыт, набила руку...

А вот потом ролей стало всё меньше. И виной тому, по мнению Мазуркевич, отношение художественного руководителя театра Татьяны Казаковой. Нет, оно не было плохим — просто в «художественную парадигму» Казаковой Мазуркевич никак не вписывалась.

— При Казаковой первые десять лет её руководства в театре я не играла почти ничего, — признаётся артистка. — У неё было своё представление о том, что нужно театру, какие артисты должны быть заняты, и там мне не было места. Это были неплохие десять лет — с моих 40 почти до 50 лет. За это время там, правда, дали поставить «Средство Макропулуса», это для меня важная роль. Пару спектаклей поставил Крамар. Но это крохи. С Казаковой мы не работали. Мы поставили один спектакль, надо справедливости ради сказать, думали, что для антрепризы, но он пошёл в театр — это спектакль «Хочу сниматься в кино», он много лет шёл. Но я совершенно была в те годы не избалована работой. А сейчас по-другому, и я, с одной стороны, удивлена, а с другой стороны — верю в справедливость. И я очень рада, что работа у меня есть.

Ирина Мазуркевич призналась: всё, чего бы она хотела пожелать — это здоровье. Всего остального она способна добиться сама.