Звезда сериалов «Улицы разбитых фонарей» и «Опера», актриса театра им. Комиссаржевской и заслуженная артистка России, Анастасия Мельникова разрывается сейчас между тремя важнейшими занятиями в своей жизни. Всё меньше времени уделяет она сцене и кино, всё больше отдаёт работе депутата Законодательного собрания Петербурга. Есть у неё и третья «работа», круглосуточная — любящей мамы.
И если мамой она является 24 часа в сутки каждый день, то вот между работой депутата и артистки ей приходится проводить чёткую грань.
— Иначе я сойду с ума, у меня будет шизофрения! — объясняет такую необходимость Анастасия Мельникова. — Во мне не могут жить два человека. Это две абсолютно разные жизни. Я пожертвовала во многом своей любимой профессией, потому что цена вопроса — это количество спасённых жизней. И во многом это того стоит.
В один и тот же день Анастасия занимается только одним важным делом:
— Если я знаю, что сегодня приём, — я в этот день никогда не буду сниматься, я ни за что не выйду в этот день на сцену. Если у меня сегодня концерт, спектакль или съёмка — я ни за что не поеду на заседание. Потому что у меня голова уже будет занята другим: а как это сыграть, а как то… А передо мной сидит (в депутатской приёмной — прим. ред.) живой человек, или я читаю письмо с жалобой. Я не могу разъединяться! Поэтому, к сожалению, последние несколько лет я работаю меньше, чем я бы мечтала.
Актриса призналась, что коллеги по законотворчеству советуют ей отключать в себе человека, «ставить стенку» между собой и петербуржцами, которые приходят к ней на приём со своими бедами и проблемами. Но такой подход для неё категорически неприемлем. Если к депутату Мельниковой приходит человек с жалобой, она не может ему не сопереживать:
— Какой профессиональный человек может «поставить стенку», если перед тобой сидит живое существо, которое рассказывает о своей боли? И тут сидят такие стеклянные глазки, которые оберегают себя.
Мельникова призналась, что после приёмов ей часто приходится пить валокордин и долго приходить в себя. Но если однажды она испытает то самое «стеклянное равнодушие» — немедленно уйдёт из политики, подчеркнула она.
Впрочем, Анастасия Мельникова твёрдо уверена — она и вовсе не занимается политикой:
— Я занимаюсь той бедой, которая случилась с тем или иным человеком. Я не лезу в то, чего я не понимаю. И занимаюсь только тем, в чём я действительно разбираюсь: театр, музыкальные школы, библиотеки, кино, образование и так далее.
Мельникова сегодня — зампредседателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке, а также член комиссии по социальной политике и здравоохранению. По её признанию, сначала ей удавалось совмещать профессию актрисы с работой депутата, но со временем это становилось всё сложнее. Чтобы лучше справляться со своими обязанностями, ей пришлось даже снова стать студенткой.
— Такой профессии, как депутат, не существует. Потому что она подразумевает невероятное количество сфер, в которых ты должен разбираться. А это невозможно! Поэтому, когда я пришла, я стала очень внимательно подбирать людей, которые мне помогают. Первое время была сильная текучка. Я ведь не могу разбираться и в здравоохранении, и в социальной политике, и в юриспруденции, и в экономике. Экономический факультет я закончила потом заочно, потому что я понимала, что мне нужно очень жёстко следить за каждой копейкой. Но, естественно, и юридический факультет, и медицинский я закончить не могу.
В данный момент Анастасия Мельникова отдаёт максимум сил вопросам медицины, а именно — проблемам онкологии и остеопороза в Петербурге. И это не удивительно, ведь сама она родилась в семье врачей. Её дед, отец и мать были хирургами-онкологами. Ту же медицинскую стезю выбрал и её брат Олег Мельников.
Наша собеседница призналась, что она — очень счастливый человек благодаря своей семье. Именно родной брат помог ей разработать «фантастические программы» по лечению и профилактике онкологии и остеопороза, которые уже шесть лет успешно работают в Невском районе Петербурга.
— Остеопороз — это сейчас беда всего мира. Если человек ломает шейку бедра, то, в большинстве случаев, осложнения такие, что он не выживает, — рассказала Мельникова.
Депутат призналась, что ей также очень повезло встретить профессора Ольгу Лесняк, вместе с которой они многого добились с сфере лечения и профилактики остеопороза. В 2017 году на базе поликлиники № 25 Невского района был открыт районный центр профилактики остеопороза, для которого Мельникова и Лесняк «выбили» из бюджета деньги на покупку остеоденситометра — дорогого медицинского оборудования, с помощью которого проводится обследование состояния костей человека.
— Люди обследованы, им куплена золедроновая кислота, которая должна быть прокапана каждый год. Одна ампула стоит 15 тысяч! Кто из наших пенсионеров может позволить себе раз в год прокапать ампулу по 15 тысяч? А надо раз в год три раза прокапать! — поделилась депутат.
Как подчеркнула Мельникова, из тысячи человек, которые уже успели пройти лечение от остеопороза золедроновой кислотой, перелом случился лишь у одного:
— И то только потому, что лекарство ещё не успело подействовать — он сделал капельницу и через несколько дней упал. То есть мы предотвращаем случаи того, чтобы люди гибли от перелома шейки бедра, позвоночника. У нас сейчас налажена связь с ближайшей больницей, и, как только к ним поступает человек с переломом, он уже подпадает под эту систему.
Актриса рассказала, что именно её команда первая в мире прописала специальную программу по остеопорозу, и сейчас она успешно действует в Невском районе Петербурга.
Проблемы чужого здоровья отнимают сейчас у Анастасии Мельниковой максимум сил, и на любимую профессию их остаётся не так много. Хотя мало кому понятно, как она выкладывается в кабинете депутата, пожаловалась она:
— Мне говорят: «Ну, что там Настя устала, она играет три-четыре спектакля в месяц». Я думаю: «А вы сядьте, душу свою всю отдайте людям, которые пришли, и я посмотрю, останется у вас, чем играть, или нет!».
Поэтому актриса ограничивает количество спектаклей и премьер — как правило, она не допускает больше одной премьеры раз в один-два года, и играет четыре-пять спектаклей в год — по очереди. Что касается кино, здесь активности больше, и актриса надеется, что всё задуманное на ближайшие годы исполнится:
— У меня сейчас впереди три фантастических кинопроекта. Я безумно не хочу отказываться ни от одного из них, потому что это моя жизнь!
Интересно, что судьба, в итоге, привела Анастасию к работе над проблемами медицины — несмотря на то, что она первой в семье не стала врачом, а выбрала совсем другую профессию.
— То, что я не буду врачом, было ясно сразу: я видела кровь и бабах в обморок, — со смехом вспоминает Мельникова. — Единственный раз, когда я спокойно пережила кровь, это когда мой ребёнок в первый раз упал и рассёк коленку, и я понимала, что надо сразу обработать перекисью и стрептоцидом. Тогда во мне сработал материнский инстинкт. В любом другом случае мне становится плохо. Я, даже когда сдавала кровь, всегда отворачивалась, потому что я не могу её видеть.
Обнаружив в своё время подобную особенность ещё юной Насти, родные предложили сделать из неё психотерапевта.
— И тогда мамочка сказала: «Вы что, с ума сошли, её первую увезут в психбольницу!» — рассказала Анастасия. — Но меня Бог привёл как раз к тому, что я сейчас больше психотерапевт, потому что часто человеку (на приёме у депутата — прим. ред.) надо просто выговориться.
Последним на данный момент кинопроектом Анастасии Мельниковой стала военная картина «Спасти Ленинград». Фильм оказался поворотным моментом в жизни самого главного для актрисы человека — её дочери Маши. Мария Мельникова, которой на момент съёмок было 15 лет, сыграла в драме главную роль.
— После картины она сказала: «Мама, я хочу быть только артисткой!». Для неё это было решение всей жизни, — призналась Анастасия.
А началось всё с того, что режиссёр, продюсер и автор сценария картины Алексей Козлов позвонил своей давней подруге Насте Мельниковой и сказал:
— Настюшка, когда я пишу сценарий, у меня перед глазами всегда лицо человека. И вот на этого человека я пишу. У меня нет сейчас одного — главной героини. Почитай, пожалуйста, сценарий.
Первые же строчки в сценарии заставили Мельникову мгновенно согласиться на участие в картине — она сыграла мать главной героини.
— Единственная история, которую мне рассказывал папа (о войне — прим. ред.), — это то, как он поступил в 1941 году в Военно-медицинскую академию, и в сентябре их привозят на берег Ладожского озера, к барже. И вот я открываю сценарий и читаю: «16 сентября 1941 года привозят курсантов Военно-медицинской академии на берег…». У меня как брызнули слёзы! Я говорю: «Я даже читать не буду, мне не важно, один там съёмочный день, два, пять — это моя личная история, она очень мне дорога, я буду сниматься. А потом я просто попросила, чтобы Машка была одной из скрипачек — в фильме есть девочки-скрипачки. И на следующий день звонок (от Алексея Козлова — прим. ред.): «Дай мне её на главную роль».
Сначала к этой идее актриса отнеслась скептически: Маша была на три года младше главной героини, ей было всего 15, а сыграть столь драматическую роль в таком нежном возрасте крайне непросто. Как ей, в итоге, удалось сыграть такие удивительные эмоции, Мельникова сама до сих пор не понимает.
— Я специально зажала себя в кулак и сказала: «Пусть идёт». Для меня это было её решение. Одно дело — сниматься у мамы в животе, там тепло и вкусно, или сидеть в коляске на съёмочной площадке, где её все обожали. Другое дело — сниматься в маленьких эпизодах в фильмах, где снимается мама. И совершенно другая жизнь — когда ты от и до (делаешь всё) сама, без мамы.
После выхода фильма Алексей Козлов заявил Анастасии, что Маша — «уже готовая актриса», ей не нужно учиться, а можно начать карьеру уже сейчас. Но маме эта идея не понравилась. Мельникова уверена, что «ребёнку необходимо ремесло»:
— У ребёнка должно быть образование. Я очень трепетно и серьёзно отношусь к своей профессии, я вижу, что ребёнку надо ещё очень многому научиться. Один раз на органике прокатило, а дальше что?..
Сегодня Маша — уже студентка, и Анастасия Мельникова мучительно привыкает давать дочери всё больше свободы. Правда, какие книги читает Маша и какие фильмы она смотрит, актриса всё равно проверяет.
— Я никогда не залезу в компьютер, но что она читает и что она смотрит — это я контролирую. Периодически беседы на эту тему у нас идут, — рассказала Мельникова.
Актриса призналась, что материнство, которого она так ожидала, оказалось для неё совершенно неожиданным опытом:
— Когда родилась Машка — я тогда уже читала много книг по психологии, готовилась… Потом родился вот этот детёныш, и я понимаю, что это совершенно другой человек, и всё, что я прочла, что я знаю, к ней не имеет никакого отношения! Я спрашиваю у мамы: «Мама, а что делать?». И тут мама сказала дивную фразу: «Ты люби её, а дальше сердце подскажет».