— Я взял в руки гитару в 13 лет. Поменял велосипед на неё, — вспоминает Дмитрий Харатьян за кулисами перед юбилейным концертом. — Услышал песню The Beatles, которую исполняли два молодых человека, мне показалось, что это легко, и я попросил их научить меня играть — указательным пальцем правой и левой руки. Они мне показали, я отдал им велосипед… И с тех пор в моих руках гитара.
The Beatles, «Машина времени», а позже Булат Окуджава — играет и поёт Харатьян даже дольше, чем снимается в кино. В честь своего 60-летнего юбилея артист решил отправиться в большой гастрольный тур по России, Прибалтике и Европе, с песнями из фильмов и просто любимыми композициями. Но для начала — большой праздничный концерт с участием близких друзей-петербуржцев: Михаила Боярского, Светланы Сургановой, Вячеслава Бутусова, Анны Ковальчук и многих других.
Почему в свой день рождения актёр решил отпраздновать именно в Северной столице?
— Это судьба, — считает Дмитрий Харатьян. — Здесь жили мои предки по маминой линии, это второй мой родной город, если говорить о родословной. По папиной линии у меня армянская ветвь, а по маминой — петербургская. И так получилось, что именно в этот день мне предоставили площадку в БКЗ «Октябрьский», и я решил, что, раз искусство принадлежит народу, то этот день, мой юбилейный праздничный день, я тоже должен разделить с народом.
Утром в свой день рождения артист получил поздравительную телеграмму от президента Владимира Путина, которую и зачитал со сцены сразу после первой песни, открывшей концерт. Но первый и самый важный для него как для актёра подарок он, оказывается, получил сразу после Нового года. В начале января на телевидении вышел первый сезон сериала «Зелёный фургон» — продолжение того самого «Зелёного фургона» 1983 года.
В оригинальном фильме по повести Александра Казачинского Дмитрий Харатьян сыграл роль Володи Патрикеева — юноши, увлечённого повестями о Шерлоке Холмсе и ищущего приключений в послереволюционной Одессе. Теперь, в новом сериале, вышедшем на экраны ровно через 100 лет после событий первой картины, Володя Патрикеев в исполнении Харатьяна стал весьма потрёпанным жизнью, прошедшим тюрьму и штрафбат фактурным персонажем.
Продолжение старого советского фильма — проект изначально весьма рискованный, и далеко не все зрители восприняли воскрешение и эксплуатацию героя юности положительно. Тем не менее, сам Харатьян, для которого этот сериал оказался очень важен, всем доволен.
— Это подарок, а как иначе! — рассказал он в интервью. — Выход этого фильма на Первом канале, насколько я знаю, был приурочен к этим юбилейным событиям. А снято всё было ещё два года назад, он просто ждал своего часа.
Запоминающихся подарков на дни рождения актёр за всю свою жизнь получил немало, но о двух самых важных он вспомнил особо. Первый из них — это его собственная фотография с кинопроб к первому фильму, сделавшему его известным — картине «Розыгрыш» 1976 года.
— Зиновий Ефимович Гердт подарил мне фотографию с поздравлением в стихотворной форме: «Дима, поздравить тебя просто необходимо!». Он играл учителя химии в фильме «Розыгрыш», и вот весь класс тогда расписался на моей увеличенной фотографии на ватмане.
Впрочем, этот ностальгический презент вряд ли сравнится с другим, полученным актёром спустя восемь лет:
— Второй важный подарок я получил в 1984 году, когда родилась моя дочь Александра. Она, как и я, родилась 21 января, в мой день рождения. Вот два таких ярких события в моей жизни, два ярких подарка.
Ностальгии, впрочем, в творческой жизни гардемарина хватает. В последние годы он успел сняться не только в продолжении «Зелёного фургона», но также в самом-самом последнем «Возвращении мушкетёров», в целом, откровенно провалившемся по мнению большинства зрителей. Тем не менее, сейчас идёт масштабная работа над воскрешением другого старого киномира. Повзрослевший и постаревший Алёша Корсак вновь появится на наших экранах в картине «Гардемарины IV».
В фильме задействован и Михаил Боярский (несмотря на то, что его герой, шевалье Де Брильи, в последней части погиб), так что картину поистине можно считать своеобразным учебником по некромантии. Тем не менее, Дмитрий ничуть не переживает и в картине уверен.
— Чего ждать от картины «Гардемарины IV»? Конечно, радости от встречи с героями, продолжения истории гардемаринов, которых мы помним по первым фильмам. Ну и, конечно, там есть истории их детей — молодых людей. Один из двух фильмов уже снят, это фильм «Мир», а второй фильм, «Война», будет сниматься этим летом в Крыму. Это 1787 год, по году битвы на Кинбурнской косе, известному историческому факту второй русско-турецкой войны.
В картине был занят и сын актёра, Иван Харатьян. Правда, роль сына Алёши Корсака ему не досталась.
— Мой сын там не снимался, но он там работал, — рассказал актёр. — А вообще он студент третьего курса ВГИКа. В роли моего сына снимался совсем другой артист — Андрей Лаптев, выпускник Щепкинского училища. Ника Здорик играет дочку Ягужинской, а вот моего сына с Софьей играет этот самый Андрей Лаптев, и между ними вспыхивают взаимоотношения…
На вопрос о том, сам ли Иван принял решение пойти по стопам отца, Дмитрий ответил уверенно:
— Я думаю, что сам.
Потом, впрочем, замялся:
— Понятно, что он рос в такой семье, где все заняты культурой и искусством. И я думаю, его пропитала эта среда и атмосфера.
Дмитрий Харатьян признался, что в данный момент, помимо очередных «Гардемаринов», кино- и театральных ролей у него нет. Театр и вовсе пока «на паузе». Зато юбилейный тур запланирован очень широкий: 12 февраля у артиста состоится концерт в Кремле, где будут выступать уже другие, московские друзья, а затем — Белоруссия, Прибалтика, Европа, «ну и Россия, конечно».
Впрочем, отсутствие ролей, судя по всему, ничуть не беспокоит народного артиста, а фильма или произведения, в котором хотелось бы сняться, просто нет. Сегодня для Харатьяна важнее другое:
— Мне кажется, я уже очень много сыграл. Я не мечтаю ни о какой роли. Роли отца, мужа и сына — потому что мои родители ещё живы, слава Богу, это и их праздник сегодня, потому что они произвели меня на свет — это самые главные роли в жизни человека. А роли, которые я играю в кино или в театре, — это профессия, это часть, только часть моей жизни. Поэтому у меня нет никаких актёрских амбиций именно в плане какого-то произведения или роли, которую я хотел бы сыграть.
Как примерный муж и отец, актёр после юбилейного концерта, по его собственному признанию, не собирается устраивать никаких «тусовок и afterparty»:
— Я сразу улетаю в Москву, тусовки — это не про нас, мы уже люди взрослые, «клуб 60+»! Пошли уже на седьмой десяток, поэтому надо беречь силы для будущих свершений.
Впрочем, внешность и энергичность Харатьяна никак не тянет на «клуб 60+» — на вид этому подтянутому моложавому мужчине можно дать максимум 40-45 лет. В ответ на вопрос о секрете молодости он смеётся и разводит руками:
— Понятия не имею, это оптический обман!