Экономика
11:1416 января 2020

Москвичи и сибиряки: какие торговые сети могут прийти в Петербург в 2020 году

2019-й год ознаменовался уходом из Петербурга одной из старейших городских сетей «Полушка» и закрытием SPARa. Между тем, новые игроки уже готовы биться за покупателей. Среди них есть и сеть «экстремально экономичного» класса.
Фото: Anton Belitsky/ globallookpress.com

По традиции Петербург считается городом, где в продаже продуктов питания уже долгие годы правят балом торговые сети. Однако и здесь происходят кардинальные изменения на фоне все усиливающегося вытеснения федеральными ретейлерами местных компаний и стремительного роста on-line продаж. Эксперты рассказали, какие торговые сети в 2020 году могут нарастить свои позиции в Северной столице и кого ждать из новичков.

Кого потеряли

История с уходом холдинга «Продовольственная биржа» (объединяла одну из старейших городских сетей«Полушка», «Лайм» и «Всенародный») произошла в самом начале 2019 года. Непосредственно первый магазин самой «Полушки» заработал в Северной столице ещё в 2003 году.

Основными претендентами на объекты «Продовольственной биржи» участники рынка называли входящую в тройку федеральных сетевых лидеров X5 Retail Group («Пятёрочка», «Карусель» и «Перекрёсток»), которая хотела получить …впрочем, только не более двух десятков точек. Дело в том, что тогда этот игрок приближался к опасному порогу в 25% рынка, что УФАС считает доминированием. В мае антимонопольщики уже официально запретили X5 Retail Group открывать новые «Пятёрочки» и «Карусели».

Фото: Jochen Tack/ globallookpress.com
Фото: Jochen Tack/ globallookpress.com

Также интерес к объектам «Продовольственной биржи» проявляли, как писали городские СМИ, не менее крупный федеральный игрок «Магнит», городской «РеалЪ» и работающий в России по франшизе, но входящий в ТД «Интерторг» Spar.

Примечательно, что последняя сеть в конце 2019 года разделила судьбу «Полушки» из-за долгов перед поставщиками. Как сообщал 78.ru, закрытие точки ретейлера на улице  Колонтай вообще обернулось «зомби-апокалипсом» из-за наплыва покупателей, желающих скупить товары по дешёвке.

В настоящее время, по данным СМИ, «Интерторг» рассматривает возвращение сети Spar, но под новым юридическим лицом.

Растущие аппетиты

По словам совладельца сети «РеалЪ» Александра Мышинского, основными игроками, готовящимися значительно усилить свои позиции в Петербурге, в 2020 году станут московский «ВкусВилл» и объединённые в одну структуру «Красное&Белое», «Дикси» и «Бристоль».

С таким мнением согласен генеральный директор INFOline Иван Федяков. Как напоминает эксперт, в 2019 году руководство «ВкусВилла» уже представляло планы по запуску 500 магазинов в Петербурге в течение ближайших трёх лет.

Фото: ALEXEY BYCHKOV/ globallookpress.com
Фото: ALEXEY BYCHKOV/ globallookpress.com
— Это очень амбициозные инициативы. Если в компании удастся их реализовать, то по количеству магазинов это будет самая крупная сеть в Петербурге. Она обойдет даже Х5 retail group с её 400 магазинами в регионе. И даже если планы не будут исполнены в полном объеме, то все равно это будет существенный прорыв с учетом того, какими темпами развивается сеть, — отмечает Иван Федяков.

По его словам, под большим вопросом планы «Красное&Белое», «Дикси» и «Бристоль». Так, после объединения эта группа уверена выходит на третье место по объемам продаж в России. И в 2020 году с учётом существующих темпов роста может перевалить за 1 трлн рублей по объемам продаж.

— Это делает их одним из ключевых федеральных игроков и это позволит им конкурировать с двумя другими крупными игроками, как Х5 Retail Group и «Магнитом», — подчёркивает эксперт и видит в объединении как возможности для развития, так и риски.

Первые заключаются в возможном положительном синергетическом эффекте объединения сетей.

— «Красное&Белое» открывало уже магазины «Красное&Белое плюс», где продавались уже не только алкогольные товары, но и продукты питания. Это направление можно усилить за счёт «Дикси», которой, в свою очередь, интересны возможности «Красное&Белое» по прямому импорту алкоголя, — поясняет Иван Федяков.
Фото: Jochen Tack/ globallookpress.com
Фото: Jochen Tack/ globallookpress.com

Риски же заключаются в том, что у сетей абсолютно разные команды с разными приоритетами и системами управления. И как раз в 2019 году станет понятен их эффект объединения на федеральном уровне, после чего уже станет понятно, придут ли они в регионы.

Петербургская специфика

По словам Александра Мышинского, уже давно ожидается приход в Северную столицу в качестве продовольственной сети агрохолдинга «Мираторг», который запустил магазины в Подмосковье и активно их усиливал в 2019 году.

Иван Федяков полагает, что в существующем московском формате такие объекты в Петербурге вряд ли приживутся в силу специфики города на Неве.

— Компания «Мираторг» является крупнейшим агрохолдингом России с оборотом под несколько сотен миллиардов рублей. В этом плане они обладают ресурсами, чтобы развивать новые для себя проекты. Другое дело, что «Мираторг» уже пытался прийти в наш регион, но попытки успехом пока не завершились, — припоминает Иван Федяков.

По его мнению, с учетом засилья сетей в Петербурге существующий формат подмосковного «Мираторга» для Северной столицы не является конкурентоспособным.

Фото: пресс-служба компании «Мираторг»
Фото: пресс-служба компании «Мираторг»
— И если они попытаются тиражировать его здесь, то это будет очередная неудачная попытка, — считает эксперт и приводит пример московской «Азбуки вкуса», открывшей самый крупный в стране магазин в городе на Неве и переставшей после этого развиваться.

По словам Ивана Федякова, в Северной столице запускать федеральные проекты можно только с очень сильной концепцией точек и понятной перспективой их масштабирования.

Наступает на пятки

Между тем, по словам участников рынка, пожелавших остаться анонимными, наибольшие опасения у существующих в Петербурге сетей вызывает красноярский дискаунтер «Светофор», «уже вплотную придвинувшийся к захвату нового региона и агрессивно развивающийся по всей стране». Точки сети есть в Ленобласти и в пределах КАД.

Как поясняет Иван Федяков, «Светофор» — это магазины «экстремально экономичного класса», они работают без торгового оборудования с минимальными вложениями в обеспечение магазинов.

— И при всем моём скептическом отношении к такому формату торговли, это то, что востребовано у населения с учётом не лучшей покупательской способности. Здесь целевая аудитория очевидна всем, и она, увы, стабильна, — поясняет Иван Федяков и отмечает, что осенью 2019 года «Светофор» открыл в России свой 1000-й магазин, а сетей с таким количеством точек в РФ не очень много.

Более того, «Светофор» по открытию новых точек пока уступает только федеральным лидерам «Магниту» и X5 Retail Group.

Фото: Bernard Jaubert/ globallookpress.com
Фото: Bernard Jaubert/ globallookpress.com

Скорее мёртв, чем жив

В возвращение магазинов SPAR в Петербург в 2020 году Иван Федяков верит с трудом. Как он поясняет, «Интерторгу» необходимо рассчитать с поставщиками, с накопленными долгами.

— В принципе «Интерторг» всегда платил по своим счетам, и я надеюсь, что и в этот раз им удастся найти необходимые ресурсы, чтобы рассчитаться. Если этого не произойдёт, то в новый проект никто из поставщиков не зайдёт.

Теоретически расплатиться по долгам сеть может за счёт имеющейся у неё недвижимости, однако потребуется какое-то время на её продажи.

— Второй момент — не совсем понятно, зачем было так стремительно закрывать магазины, если концептуально новые магазины не будут отличаться от предыдущих. Тем более, что предновогодний период для торговли самый активный. В конце декабря делается самая большая выручка по году. И пропуск такого момент для запуска в январе, когда объективно продажи падают, выглядит весьма нелогично. Из этого всего я делаю вывод, что возрождение SPARa маловероятно, но возможно, — заключает Иван Федяков.

Стоит добавить, что в 2020 году основную интригу участники рынка связывают с сетью «Лэнд». Информация о том, что её мог купить упоминавшийся выше «Мираторг» появилась в сентябре 2019 года. Однако затем руководство «Лэнда» такие заявления опровергло. Впрочем, на сайте Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти к сети нетрудно найти иски от поставщиков. С их вала и началась печальная история SPARа.

ТорговляПродуктыНедвижимостьЕда
Новости партнеров