По традиции Петербург считается городом, где в продаже продуктов питания уже долгие годы правят балом торговые сети. Однако и здесь происходят кардинальные изменения на фоне все усиливающегося вытеснения федеральными ретейлерами местных компаний и стремительного роста on-line продаж. Эксперты рассказали, какие торговые сети в 2020 году могут нарастить свои позиции в Северной столице и кого ждать из новичков.
История с уходом холдинга «Продовольственная биржа» (объединяла одну из старейших городских сетей«Полушка», «Лайм» и «Всенародный») произошла в самом начале 2019 года. Непосредственно первый магазин самой «Полушки» заработал в Северной столице ещё в 2003 году.
Основными претендентами на объекты «Продовольственной биржи» участники рынка называли входящую в тройку федеральных сетевых лидеров X5 Retail Group («Пятёрочка», «Карусель» и «Перекрёсток»), которая хотела получить …впрочем, только не более двух десятков точек. Дело в том, что тогда этот игрок приближался к опасному порогу в 25% рынка, что УФАС считает доминированием. В мае антимонопольщики уже официально запретили X5 Retail Group открывать новые «Пятёрочки» и «Карусели».
Также интерес к объектам «Продовольственной биржи» проявляли, как писали городские СМИ, не менее крупный федеральный игрок «Магнит», городской «РеалЪ» и работающий в России по франшизе, но входящий в ТД «Интерторг» Spar.
Примечательно, что последняя сеть в конце 2019 года разделила судьбу «Полушки» из-за долгов перед поставщиками. Как сообщал 78.ru, закрытие точки ретейлера на улице Колонтай вообще обернулось «зомби-апокалипсом» из-за наплыва покупателей, желающих скупить товары по дешёвке.
В настоящее время, по данным СМИ, «Интерторг» рассматривает возвращение сети Spar, но под новым юридическим лицом.
По словам совладельца сети «РеалЪ» Александра Мышинского, основными игроками, готовящимися значительно усилить свои позиции в Петербурге, в 2020 году станут московский «ВкусВилл» и объединённые в одну структуру «Красное&Белое», «Дикси» и «Бристоль».
С таким мнением согласен генеральный директор INFOline Иван Федяков. Как напоминает эксперт, в 2019 году руководство «ВкусВилла» уже представляло планы по запуску 500 магазинов в Петербурге в течение ближайших трёх лет.
— Это очень амбициозные инициативы. Если в компании удастся их реализовать, то по количеству магазинов это будет самая крупная сеть в Петербурге. Она обойдет даже Х5 retail group с её 400 магазинами в регионе. И даже если планы не будут исполнены в полном объеме, то все равно это будет существенный прорыв с учетом того, какими темпами развивается сеть, — отмечает Иван Федяков.
По его словам, под большим вопросом планы «Красное&Белое», «Дикси» и «Бристоль». Так, после объединения эта группа уверена выходит на третье место по объемам продаж в России. И в 2020 году с учётом существующих темпов роста может перевалить за 1 трлн рублей по объемам продаж.
— Это делает их одним из ключевых федеральных игроков и это позволит им конкурировать с двумя другими крупными игроками, как Х5 Retail Group и «Магнитом», — подчёркивает эксперт и видит в объединении как возможности для развития, так и риски.
Первые заключаются в возможном положительном синергетическом эффекте объединения сетей.
— «Красное&Белое» открывало уже магазины «Красное&Белое плюс», где продавались уже не только алкогольные товары, но и продукты питания. Это направление можно усилить за счёт «Дикси», которой, в свою очередь, интересны возможности «Красное&Белое» по прямому импорту алкоголя, — поясняет Иван Федяков.
Риски же заключаются в том, что у сетей абсолютно разные команды с разными приоритетами и системами управления. И как раз в 2019 году станет понятен их эффект объединения на федеральном уровне, после чего уже станет понятно, придут ли они в регионы.
По словам Александра Мышинского, уже давно ожидается приход в Северную столицу в качестве продовольственной сети агрохолдинга «Мираторг», который запустил магазины в Подмосковье и активно их усиливал в 2019 году.
Иван Федяков полагает, что в существующем московском формате такие объекты в Петербурге вряд ли приживутся в силу специфики города на Неве.
— Компания «Мираторг» является крупнейшим агрохолдингом России с оборотом под несколько сотен миллиардов рублей. В этом плане они обладают ресурсами, чтобы развивать новые для себя проекты. Другое дело, что «Мираторг» уже пытался прийти в наш регион, но попытки успехом пока не завершились, — припоминает Иван Федяков.
По его мнению, с учетом засилья сетей в Петербурге существующий формат подмосковного «Мираторга» для Северной столицы не является конкурентоспособным.
— И если они попытаются тиражировать его здесь, то это будет очередная неудачная попытка, — считает эксперт и приводит пример московской «Азбуки вкуса», открывшей самый крупный в стране магазин в городе на Неве и переставшей после этого развиваться.
По словам Ивана Федякова, в Северной столице запускать федеральные проекты можно только с очень сильной концепцией точек и понятной перспективой их масштабирования.
Между тем, по словам участников рынка, пожелавших остаться анонимными, наибольшие опасения у существующих в Петербурге сетей вызывает красноярский дискаунтер «Светофор», «уже вплотную придвинувшийся к захвату нового региона и агрессивно развивающийся по всей стране». Точки сети есть в Ленобласти и в пределах КАД.
Как поясняет Иван Федяков, «Светофор» — это магазины «экстремально экономичного класса», они работают без торгового оборудования с минимальными вложениями в обеспечение магазинов.
— И при всем моём скептическом отношении к такому формату торговли, это то, что востребовано у населения с учётом не лучшей покупательской способности. Здесь целевая аудитория очевидна всем, и она, увы, стабильна, — поясняет Иван Федяков и отмечает, что осенью 2019 года «Светофор» открыл в России свой 1000-й магазин, а сетей с таким количеством точек в РФ не очень много.
Более того, «Светофор» по открытию новых точек пока уступает только федеральным лидерам «Магниту» и X5 Retail Group.
В возвращение магазинов SPAR в Петербург в 2020 году Иван Федяков верит с трудом. Как он поясняет, «Интерторгу» необходимо рассчитать с поставщиками, с накопленными долгами.
— В принципе «Интерторг» всегда платил по своим счетам, и я надеюсь, что и в этот раз им удастся найти необходимые ресурсы, чтобы рассчитаться. Если этого не произойдёт, то в новый проект никто из поставщиков не зайдёт.
Теоретически расплатиться по долгам сеть может за счёт имеющейся у неё недвижимости, однако потребуется какое-то время на её продажи.
— Второй момент — не совсем понятно, зачем было так стремительно закрывать магазины, если концептуально новые магазины не будут отличаться от предыдущих. Тем более, что предновогодний период для торговли самый активный. В конце декабря делается самая большая выручка по году. И пропуск такого момент для запуска в январе, когда объективно продажи падают, выглядит весьма нелогично. Из этого всего я делаю вывод, что возрождение SPARa маловероятно, но возможно, — заключает Иван Федяков.
Стоит добавить, что в 2020 году основную интригу участники рынка связывают с сетью «Лэнд». Информация о том, что её мог купить упоминавшийся выше «Мираторг» появилась в сентябре 2019 года. Однако затем руководство «Лэнда» такие заявления опровергло. Впрочем, на сайте Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти к сети нетрудно найти иски от поставщиков. С их вала и началась печальная история SPARа.