Прямой эфир

Культурный прорыв или религиозная экспансия: зачем нужен исламский музей в доме Брюллова

Анна Федотова
14 января 2020, 16:25
Красивое историческое здание передадут фонду, который на частные средства проведёт реставрацию и выставит уникальные коллекции. За чей счёт банкет, что можно будет увидеть в новом музее, и почему идея понравилась не всем?
Фото: protect812.com

Угрожает ли музей суверенитету

В Петербурге может появиться новый культурный центр притяжения — Музей исламской культуры. Масштабы проекта впечатляют: там хотят выставить уникальные коллекции, проводить лекции и концерты, ставить спектакли и устраивать показы исламской моды. Смольный готов передать под эти нужды памятник федерального значения — дом архитектора Брюллова на Кадетской линии. Впрочем, у идеи нашлись решительные противники: во-первых, часть здания ранее обещали отдать обществу охраны памятников, во-вторых, кого-то, кажется, в этой новости сильно напрягает слово «ислам».

О проекте рассказал вице-губернатор Евгений Елин, отвечая на депутатский запрос Алексея Ковалева. Здание было построено ещё в XVIII веке. В середине 19-го века его перестроили по проекту Александра Брюллова, сохранив при этом фасады. Именно там в начале века была сформирована Комиссия по изучению и описанию старого Петербурга, которая организовала первый музей истории города. Потом в здании размещались детсад и библиотека, а в 2008 году дом признали аварийным. С тех пор город никак не мог найти средства для масштабных реставрационных работ. Теперь же речь идёт о восстановлении памятника на частные средства, а город бесплатно получит новый музей. Предполагается, что реализацией проекта займется Фонд научных и культурных проектов «Аль-Макам», созданный известным востоковедом и сотрудником Кунсткамеры Ефимом Резваном.

Фото: citywalls.ru
Фото: citywalls.ru

Однако вскоре после появления этой новости на сайте change.ru появилась протестная петиция, которая быстро набирает обороты: количество подписей превысило 5000. При этом вопреки правилам портала она содержит отчётливо ксенофобские обороты, например, такой: «Мусульмане не являются важной культурной составляющей Петербурга вообще и Васильевского острова в частности». Авторы опасаются «грубого вмешательства в культурную и социальную жизнь» со стороны «исламистского лобби». Особый акцент при этом делается на якобы зарубежное происхождение фонда.

«Музей-институт исламской культуры, очевидно, станет агентом иностранного влияния, подрывающим согласие и взаимопонимание жителей Петербурга, а также, учитывая практику подобных передач, может нанести непоправимый урон зданию, представляющему несомненную культурно-историческую ценность. Таким образом предложение господина Пиотровского заключает в себе угрозу историческому облику Петербурга и демонстрирует халатное отношение к культурному наследию и национальному суверенитету России», — говорится в петиции, ни много, ни мало.

Ссылки на голосование стремительно распространяются на ресурсах, участники которых активнее остальных переживают за национальный суверенитет, зачастую откуда-то из-за границы, и, мягко говоря, не очень любят приезжих.

Куда пойти с девушкой

Сам Ефим Резван заявил, что пока никакой официальной информации о передаче здания у него нет. И поспешил развеять опасения — ни о каких среднеазиатских, арабских, иранских, турецких или нигерийских деньгах речи не идёт.

Ефим Резван/ Фото: пресс-служба Петербургской Кунсткамеры
Ефим Резван/ Фото: пресс-служба Петербургской Кунсткамеры
— Могу вас заверить, что все деньги, которые будут тратиться на реставрацию, будут иметь российское происхождение. Для нас это принципиально важно. Дело в том, что мусульманская культура необычайно разнообразна. И одна из задач нашего музея — показать разнообразие исламской культуры. Между тем хорошо известно, что исламский мир сегодня раздирают противоречия, фактически между различными направлениями ислама на Ближнем Востоке сегодня идёт война. И фактически если мы возьмём деньги у одних, то не сможем никогда показать других, — рассказал учёный.

По его словам, фонд изначально создавался для проведения исламского фестиваля мусульманского Востока Dairofest. В то же время Центр исламских исследований в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого — Кунсткамере изначально появился для того, чтобы осуществлять организационно-методическое руководство созданием нового музея. Дело в том, что в запасниках Кунсткамеры скопились тысячи уникальных экспонатов, в том числе связанных с известными личностями, но выставить их нет никакой возможности, хотя к теме ислама по понятным причинам прикован огромный интерес. Существующие музеи делают ставку на полноту охвата, у них совсем другая специализация. В новом же музее, по словам Резвана, могут появиться и экспозиции современного искусства из исламских стран.

Фото: пресс-служба музея антропологии и этнографии
Фото: пресс-служба музея антропологии и этнографии
— Мы хотим, чтобы наш музей стал популярным общественным пространством, чтобы часть его закрывалась не раньше 23 часов. Там могли бы проходить кинопоказы, кинофестивали, концерты, спектакли, лекции, показы современной мусульманской моды. Чтобы там можно было выпить настоящий эфиопский кофе или турецкий салеп. Это будет интересное место, куда можно будет прийти со своей девушкой, например, и посмотреть артхаусный фильм иранского режиссёра, посидеть в кафе и послушать интересную лекцию. Это будет очень и очень живой музей, — пообещал Резван.

Но первым делом здание нужно восстановить. Многие интерьеры утеряны, камины выломаны, сетует исследователь. При этом все работы должны проходить под строгим контролем КГИОП. По предварительным оценкам, реставрация может занять три года. Однако часть музея может открыться в 2022 году — к 1000-летию принятия ислама Волжской Булгарией.

Не забыть об охране памятников

Алексей Ковалёв рассказал 78.ru о том, что занимается перепиской с чиновниками по дому Брюллова уже в течение трёх лет. По его словам, разместить там ВООПиК было бы логично в силу исторических причин, однако и против музея ислама принципиальных возражений у депутата нет.

Алексей Ковалев/ Фото: пресс-служба Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Алексей Ковалев/ Фото: пресс-служба Законодательного собрания Санкт-Петербурга
— Если будет реализован проект пусть даже музея исламской культуры и отреставрирован дом, то это будет позитивный итог. Но ВООПиК должен получить другое помещение под выставочные залы, лекторий, — подчеркнул депутат.

По его словам, несколько лет назад было выдано заключение о «полной ветхости» здания. Его политик связывает с некими «интерессантами», которые, по мнению депутата, добивались своих целей с помощью взяток. Предполагалось, что исторический объект будет выставлен на аукцион. Теперь же речь идёт о том, что здание останется городским.

— Если будет государственно-частное партнёрство, то здание не окажется в собственности инвестора, а будет в собственности города. Этого я добивался несколько лет подряд, — сказал парламентарий.

В то же время он отметил, что пока неизвестно никаких проектных решений по будущему музею, что, разумеется, не может не волновать градозащитников.

Фото: protect812.com
Фото: protect812.com

Впрочем, говорить о них пока, судя по всему, просто рано. О том, чем руководствовался Смольный, принимая решение по дому Брюллова, 78.ru рассказал сам вице-губернатор Евгений Елин. Прежде всего он подчеркнул, что любой серьёзный музей — это крупный научный центр, а изучать ислам — это вовсе не то же самое, что пропагандировать его.

— У петербуржцев на наш взгляд достаточно эрудиции, чтобы разобраться, что объект культа и объект по изучению культа — это две большие разницы, — подчеркнул чиновник.

Значение имело и то, что дом Брюллова находится в непосредственной близости к Кунсткамере, а с просьбой поддержать проект помимо ведущих учёных-востоковедов в Смольный обратились директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор Российского этнографического музея Владимир Грусман.

— Появление нового музея в Санкт-Петербурге — это хорошо, появление исследовательского центра — это хорошо, получение информации, опыта и навыков выстраивания отношений с представителями разных конфессий — это хорошо, и четвёртое — мы говорим, что если в историческом здании будет находиться музейная экспозиция — это приведет к его сохранению, а не разрушению, — резюмировал вице-губернатор.