Волонтёры движения «Открытый город» провели акцию в особняке архитектора Александра Брюллова, который находится на Кадетской линии Васильевского острова: вывезли мусор, помыли полы, но работы ещё очень много. Главная цель акции — привлечь внимание общественности и городских властей. Активисты заявляют, что на наших глазах пропадает здание с богатейшей историей, не спасает даже статус памятника федерального значения.
Понадобились только чистящие средства и тряпки — и вот уже один декоративный элемент возвращён к жизни — надпись Salve на латыни из кусочков мрамора — это слово означает «добро пожаловать». Волонтёры проекта «Открытый город» хотят, чтобы особняк Брюллова стал общественным пространством. Конечно, чтобы восстановить былое великолепие, требуются огромные средства, но начало положено.
— Видимо, с благосостоянием населения растёт и сознание гражданское, поэтому затягивает. Сходил один раз, второй, третий и потом это тебе уже нужно. Приятно внести свою лепту в воссоздание, консервацию таких мест и сопричастие какое-то с историей. Поэтому мы здесь, — объясняет Ольга Шейде.
Ольга Шейде — профессиональный строитель, но отмечает: любовь к прекрасному проснулась недавно. Два года она участвует в акциях «Открытого города». Волонтёры не восстанавливают исторические элементы, им достается чёрная работа — отмывать, выносить мусор. Работают за идею. Просто старинные здания Петербурга они не считают чужими. Всё это — наш дом, говорят активисты.
Историки считают, что лайфхак, с помощью которого зал превращался в столовую, придумал сам хозяин дома — Александр Брюллов. Здание постройки 80-х годов 18-го века архитектор выкупил и перестроил в 1845-м. Фасад в стиле классицизма сохранил, а интерьеры оформил на свой вкус. Говорим братья Брюлловы — вспоминаем древнеримский город.
Внутренний двор Александр Брюллов обустроил на манер помпейского атриума. В центре располагался фонтан с мраморной чашей, а на террактовой консоли красовался Аполлон, он смотрел прямо в зал.
Александр Брюллов превратил особняк в семейное палаццо. В 70-х годах 19-го века здесь жила его дочь Софья с мужем — зодчим Павлом Сюзором. Он продолжил дело родственника — отдал часть квартиры под музей архитектуры Петербурга, передовой для своего времени.
— Музей был уникальнейшим, потому что, повторяюсь, именно в это время осознали ценность Петербурга — это сегодня центр Петербурга в списке всемирного наследия, но в то время не понимали ценности Петербурга и даже не понимали, что такой музей необходим. Здесь собирали абсолютно всё. Начиная с архитектурной графики, с живописи, подлинные архитектурные элементы утраченных элементов, — отмечает историк архитектуры Александр Кречмер.
Коллекция, собранная Сюзором, легла в основу современного музея истории Санкт-Петербурга. А музея архитектуры города на сегодня в Петербурге нет, в отличие, кстати, от Москвы. Тем временем этот особняк просто требует, чтобы такая экспозиция открылась именно здесь. Здание находится в собственности города. Казалось бы, это уже снимает ряд проблем, однако оно даже не законсервировано.
На пропажу трёх подлинных мраморных каминов тоже никто не обратил внимание. А районная администрация даже не выделила грузовик волонтёрам, чтобы вывезти мусор.
— К сожалению, вся переписка, которую мы ведём относительно судьбы этого дома, уже несколько лет все совещания, которые проводились в администрации города, до сих пор ни к чему не привели. Вызывающее бездействие городских властей приводит этот особняк просто на край гибели. Такое ощущение возникает, что кто-то заинтересован в том, чтобы здесь оказался пустырь, — признаётся заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников Антон Иванов.
Лицевой флигель должен сохранить культурную функцию, считают во Всероссийском обществе охраны памятников. Здесь может располагаться постоянная экспозиция и временные выставки. Можно оборудовать лекторий или интерактивное пространство. Одним словом, как когда-то сделал Павел Сюзор — открыть историю дома и историю петербургской архитектуры для всех.