О том, что Петербург намерен вслед за Москвой воспользоваться статусом города с федеральным значением и отложить ещё на год, а возможно, и два, старт мусорной реформы, стало известно в ноябре этого года. Такое решение властей Северной столицы совсем не порадовало 47-й регион, который уже в 2020 году должен был вместе с соседом работать по единой территориальной схеме обращения с отходами и тарифах. Глава Ленобласти Александр Дрозденко даже честно предупредил: трудностей не избежать. Ситуация в противостоянии двух регионов накалилась настолько, что вопрос о мусорной реформе стал одним из первых на ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина. Он дал понять, переход ускорить можно, но из сферы обращения с отходами надо убрать «серые схемы и криминал».
Согласно действующему федеральному законодательству, право отложить мусорную реформу до 2022 года есть у трёх городов федерального значения: Москвы, Петербурга и Севастополя, как имеющих значительные ограничения по возможности захоронения отходов на собственной территории.
На вопрос-выкрик с места о том, почему в Ленобласти новая схема уже задействована, а Северная столица отстает, Владимир Путин ответил аккуратно: «можно законодательно поторопить», однако тут же назвал условия, при которых такая инициатива имеет право на существование.
Это, во-первых, организация прямого общения с россиянами, а также уход от «серых схем и криминала». Подробно Владимир Путин остановился и на обоснованности тарифов за вывоз мусора. Напомним, в Северной столице сейчас горожане платят за «квадраты» от площади жилья, а с переходом на новую систему взносы будут рассчитываться в зависимости от количества проживающих.
В Ленобласти в отношении домов массовых серий и крупных новостроек плата взимается также с «квадрата», однако в частном секторе дело обстоит иначе. Претензии населения по этому второму вопросу доросли до того, что глава 47-го региона Александр Дрозденко в декабре этого года распорядился до 1 февраля 2020 года взносы для жителей деревень и посёлков отменить из-за неправомерно выставленных счетов.
— Люди возмущаются росту тарифов. Появилась отдельная строчка по бытовым отходам. Всё должно быть прозрачно. Люди должны понимать, за что они платят. Почему из Петербурга вывозят в область? Могут вывозить и на Северный ледовитый океан, тогда это будет ещё дороже. Нам нужно строить больше предприятий по переработке отходов. И людям нужно объяснять, как эти предприятия работают, каков ущерб от них, безопасно ли жить рядом, — пояснил Владимир Путин и призвал решать проблему всем миром.
Напомнил глава государства и о том, что ежегодно в РФ образовываются 70 млн тонн бытовых отходов, при этом отрасли переработки мусора в Советском Союзе и РФ никогда не было. Между тем в Японии мусороперерабатывающие заводы иногда существуют успешно в центре городов.
— Речь идёт не о каких-то керасинках, которые только ухудшают экологическую обстановку при сжигании, а речь идёт о предприятиях самых современных с новейшими технологиями. В СМИ уже показывали, как работают эти предприятия в других странах, в том числе, скажем, в Японии, где они расположены чуть ли не в центре крупных мегаполисов и городов. И работают весьма успешно, никаких нареканий со стороны граждан, которые проживают рядом с этими предприятиями, нет. Нам нужно идти по этому пути, — сказал, в частности, Владимир Путин.
В Ленобласти заявление президента РФ восприняли как собственную победу.
— Не скрою, что Ленобласть заинтересована в переходе Петербурга на положение мусорной реформы. И это понятно, потому что две трети мусора, который генерируется в 47-м регионе — это отходы из города, честно признался на оперативно организованном брифинге Александр Дрозденко, добавивший, что «опыт внедрения реформы уже помог декриминализировать рынок», и похваставшийся успехом Ленобласти в контроле за перевозчиками отходов.
Остановился глава региона и на работе с местных жителями, поручение по которой удалось предвосхитить.
— Мы предложили региональному оператору и каждому жителю, проживающему в сельской местности, выстроить прямые договорные отношения, чтобы было понятно, куда будет вывозиться мусор, каким способом он будет вывозиться. Я надеюсь, что за два месяца мы сможем полностью разобраться во взаимоотношениях населения и регионального оператора, — заверил Александр Дрозденко.
Он добавил также, что Петербургу от имени властей 47-го региона предложено подписать соглашение, по которому все перевозчики Северной столицы войдут в систему ГЛОНАСС. Также Ленобласть настаивает на допуске своего мусорного оператора к объёмам отходов, генерируемых Петербургом. Эти два принципиальных предложения должны быть зафиксированы в тройственном соглашении между областью и городом на Неве.
Между тем, общественники Ленобласти совсем по-другому недавно оценили ход реформы.
Как сообщала в середине ноября председатель комиссии по агропромышленному комплексу, сельским территориям, природопользованию и экологии Общественной палаты Ленобласти Вероника Тарбаева, сейчас нельзя назвать ни одного района Ленобласти, где бы реформа проходила успешно. Хуже всего обстановка складывается в Приозерском районе, где жители всё чаще жалуются на несанкционированные свалки. Во Всеволожском районе ситуацию усугубляют городские перевозчики мусора, сбрасывающие его там на машинах с номерами, снятыми с регистрации или вообще без них.
Как отметил член регионального отделения ОНФ Константин Тхостов, мусорная реформа уже не первый год находится под пристальным вниманием общественности. Нововведение далеко не везде идёт гладко из-за особенностей субъектов. Именно поэтому для Петербурга, Москвы и Севастополя была взята отсрочка.
— Но это не говорит о том, что до этого момента Севастополь, Петербург и Москва находятся в бездействии. Прости этим мегаполисам более сложно вести диалог с населением, о котором говорил Владимир Путин, — подчеркнул эксперт.
В пример такого диалога с населением Константин Тхвостов привёл закрытие полигона в Новосёлках, отравляющего жизнь не только жителям Петербурга, но и Ленобласти. Процесс захоронения свалки сейчас не останавливается ни на минуту.
— Другой вопрос в том, что с 70 млн тонн отходов, вырабатываемых Россией ежегодно, надо что-то делать. Этот вопрос надо решать в целом и комплексно. История о том, что мусор можно куда-то складировать, как это было в 60-е годы прошлого века, давно канула в Лету. Современные заводы, о которых говорил президент РФ, могут быть и градообразующими предприятиями внутри российских моногородов, — уверен Константин Тхвостов.
По словам эксперта, вопрос с переработкой мусора не решён не потому, что нет решения. Однако большинство россиян боятся тех инновационных решений, которые существуют в Европе и мире. В итоге проекты строительства мусороперерабатывающих заводов из-за таких фобий тормозятся, предприятиям ищут всё новые площадки из-за протестов населения, а в сфере мусоропереработки никаких серьёзных шагов вперёд не происходит.