В Петергоф вернулись раритеты, которые ранее считались утраченными. Предметы «дворянского быта» были распроданы ещё при советской власти. Долгое время об их судьбе было неизвестно, однако благодаря помощи меценатов они могут вновь вернуться на своё место. Так, Фонд «Возрождение традиций» передал музею Петергофа экспонаты, которые разыскивал по всему миру. Среди них — стол Николая Первого.
Дворец «Коттедж» Николай Первый планировал сделать домашним особняком в модном тогда средневековом стиле. Так что, строился он как семейная вилла, поэтому оформление, убранство, меблировка соответствовали этому стилю. При этом, весь интерьер он продумывал самостоятельно. И именно там ему хотелось быть не императором, а мужем петергофской помещицы.
— Решение художественное очень простое. Лаконичное. Он предназначался не для пышных приёмов. Всё утверждалось лично Николаем Первым, — отмечает хранитель Фонда «Мебель» государственного музея-заповедника «Петергоф» Ольга Кислицына.
Накануне Великой Отечественной в Петергофе было более 3000 предметов мебели. В тыл вывезли 50, а остальное было утеряно. Сейчас туда возвращаются экспонаты, распроданные Советской властью ещё до войны.
— Не собиралось спонтанно. Собиралось системно. Решили воссоздать ансамбль Петергофа — разыскивается по всему миру, что вернуть обратно, — говорит народный артист России, основатель Фонда «Возрождение традиций» Сергей Ролдугин.
Фонд «Возрождение традиций» подарил «Коттеджу» предметы, отражающие характер хозяина — Николая Первого: скромность в быту и утончённость. Этот стол, переданный фондом, был сделан в мастерской Гамбса. Такая мебель была брендом в 19 и в 20 годах, да настолько популярным, что даже становилась героем литературных произведений. Так, Павел Кирсанов — из тургеневских отцов и детей — сидел в гамбсеовском кресле, а известные 12 стульев у Ильфа и Петрова были тоже сделаны в этой мастерской.
В Государственном историческом музее благодаря меценатам появились эталонные образцы «стиля рюсс» — русского стиля. Популярного во всём мире на рубеже 19-20 веков. Часы фабрики Кузнецова в виде терема. Ширма авторства Ивана Билибина. Это — иллюстрация к строкам Пушкина: «Царь Салтан сидит в палате. На престоле и в венце. С грустной думой на лице».
— Среди предметов, которые изображены на стенах: посуда, предметы быта — мы легко познаём сундуки-теремки, которые хранятся в нашем музее, — объясняет хранитель Фонда русской мебели государственного исторического музея Наталья Углева.
Венецианский стол для рукоделия 17 века — настоящая домашняя мануфактура. Это — образец итальянского барокко. Похожих на него по изяществу и сохранности в мире найти проблематично.
— Подобные столы часто дарились молодым девушкам, 12-летним девочкам, которые ткали пояса, приданое, это подарочный элемент — носили в основном мужчины, — подчеркнула хранитель Фонда западно-европейской мебели государственного исторического музея Юлия Кузьмина.
Каждый подарок меценатов подбирается годами и строго индивидуально, чтобы реликвия сочеталась с атмосферой конкретного музея, конкретного дворца, а также отвечала эпохе.
— Как машина времени, расположено так же, отреставрировано так же, говорит о том, о чём люди думали в то время. Это предметы, которые достойны лучших музеев мира, — считает Сергей Ролдугин.
Благодаря Фонду «Возвращение традиций» коллекции музеев Москвы и Петербурга, а также российских регионов обогащаются раритетами, которые десятилетиями находились в частных собраниях.