В Петербурге новое громкое уголовное дело, связанное с хищением государственных денег в промышленных масштабах. На этот раз в эпицентре оказалась компания «Метрострой» - гигант и монополист в области прокладки тоннелей и строительства сооружений для городской подземки. Дзержинский суд арестовал троих фигурантов: генерального директора ОАО «Метрострой» Николая Александрова, руководителя филиала «Метростроя» - Управления производственно-технологической комплектации (УПТК) Олега Кузьменко и бывшего главу предприятия «Безопасные технологии и разработки» (БТР) Анатолия Болотова. По версии следствия, они решили незаконно обогатиться на строительстве многострадального Фрунзенского радиуса метро.
Еще до арестов ФСБ провела в «Метрострое» масштабные обыски. Правоохранителей заинтересовал документооборот по контракту на строительство пятой ветки от станции «Международной» до «Шушар», который был заключен в 2013 году. Предполагается, что между УПТК и БТР был заключен фиктивный договор на поставку щебня, но на место проведения работ материалы так и не поступили. Ущерб оценивается в 178 млн рублей. Дело возбуждено по ч.4 ст.160 УК РФ («Присвоение и растрата организованной группой в особо крупном размере»).
На суде защита Александрова рисовал поистине ужасные перспективы дела: 3000 сотрудников «Метростроя» окажутся на улице. От себя предприниматель намекнул, что развитие метрополитена может попросту остановиться, причем в обеих столицах. В Петербурге у компании несколько контрактов на общую сумму под сто миллиардов рублей, а недавно был заключен еще один в Москве.
- Я являюсь бенефициаром «Метростроя». Я что, сам у себя ворую? – обратился Александров к судье.
Впрочем, в самом «Метрострое» поспешили заверить широкую общественность в том, что волноваться, в общем-то, не о чем.
«…Работа сотрудников управления и всех его структурных подразделений продолжается. Реализация государственных контрактов проходит в рабочем порядке. Обязательства, имеющиеся у компании перед городом, будут выполняться. В частности, в рамках гарантийных обязательств устранены протечки, возникшие накануне на станции метро «Дунайская», - говорится в официальном сообщении на сайте компании.
Николай Александров не лукавил, когда назвал себя бенефициаром «Метростроя». Ему принадлежат около четверти акций компании, и только один этот актив делает его одним из богатейших людей города. Еще более 13,5% акций «Метростроя» у отца генерального директора Вадима Александрова. 46% акций принадлежат городу – их контролируют КИО и «Петербургский метрополитен». Отсутствие у Смольного контрольного пакета развязывает Александровым руки, и они оказывают огромное влияние на управление предприятием. При этом все попытки администрации увеличить свою долю и сделать ключевую для города отрасль управляемой и предсказуемой героически блокируются.
Олигархи 90-х, расписывая сомнительные источники своего богатства, любили рассказывать сказки о вагонах, разгруженных ради начального капитала. Лучше бы сразу говорили про найденный клад, это было бы хотя бы правдоподобно. У Вадима Александрова все намного проще, и ничего придумывать не надо. В советское время выпускник Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта старательно делал карьеру в Ленметрострое, не забывая о партийной ветви. В результате к 1991-му году он дослужился до начальника управления строительства предприятия.
А после приватизации бывший «красный директор» стал «партнером», как небезызвестный Леня Голубков из популярных в те времена рекламных роликов МММ. Вадим Александров был бессменным генеральным директором ОАО «Метрострой» в течение 24 лет - с 1993 по 2017 год, а потом передал свой пост по наследству сыну. А тот, по версии следствия, вскоре вступил в преступный сговор с другими фигурантами дела.
На самом деле слова о «воровстве у самого себя» звучат довольно нагло. Речь идет о городских бюджетных деньгах, половина из которых собиралась с налоговых отчислений обычных петербуржцев. Так что, если преступление имело место, то воровали «предприниматели» у нас с вами. Именно город финансирует прокладку метрополитена.
У правоохранительных органов далеко не впервые возникают претензии к «Метрострою». В 2016 году обыски проходили даже на даче Александрова-старшего в Юкках и в квартире младшего на Песочной. Тогда в фокусе также оказался принадлежащий Николаю Александрову банк «Невастроинвест», который, как не сложно догадаться, обслуживает «Метрострой». При этом фигурировала версия о том, что через банк деньги, получаемые «Метростроем» по госконтрактам, могли выводиться за рубеж.
Однако в итоге все обошлось для семьи Александровых без последствий. Тем более что вскоре правительству Георгия Полтавченко понадобилась деятельная помощь «Метростроя», чтобы закрыть дыры на другой скандальной стройке – стадионе на Крестовском острове.
Но в последнее время пожар стал обычным делом даже в собственной вотчине метростроевцев. Срывы сроков сдачи объектов – теперь норма, а не исключение. Три новых станции Фрунзенского радиуса обещали ввести еще в 2018 году, но в итоге они открылись только осенью 2019-го. В прошлом году метростроители месяцами сидели без зарплаты, устраивали забастовки, и только после личного вмешательства Александра Беглова ситуация разрешилась. Сам же процесс развития подземки пришел к коллапсу, что отразилось на законе о бюджете на 2020 год: на строительство новых станций заложили только 13,7 млрд. Нужно гораздо больше, в два-три раза, но в Комитете финансов были вынуждены признать, что с большими объемами в нынешней ситуации «Метрострой» попросту не справится.
Так что апелляции к тому, что уголовное дело ударит по темпам строительства метро, выглядят смешно. Хуже быть уже не может, а терпеть то, что есть, больше нельзя.