Общество
07:439 декабря 2019

Эстонские «отстойники» по-русски: зачем Ленобласти электронные очереди для водителей

Уже в 2020 году в 47 регионе на МАПП «Торфяновка» в качестве «пилота» организуют электронные очереди для автолюбителей на выезд в Финляндию. В стране Суоми для фур ноу-хау действует 5 лет, но для пассажирского потока таких планов так и не появилось.
Фото: Oskar Eyb/ globallookpress.com

Информация о том, что в Ленобласти на МАПП «Торфяновка» могут запустить on-line сервисы, позволяющие автолюбителям бронировать место в электронной очереди на выезд в Финляндию, появилась в середине ноября. На днях глава 47-го региона Александр Дрозденко подтвердил: инициативу хотят реализовать на основе положительного опыта Эстонии, где, впрочем, стоянки для водителей местные жители называют не иначе, как «отстойники».

Опрошенные 78.ru эксперты отмечают: эстонскую систему отнюдь нельзя назвать лучшей в мире. По существу, это легализация приоритета пересечения госграницы за деньги под видом обустройства комфорта для водителей. В случае Ленобласти в перспективе речь может пойти о платном выезде из России. С другой стороны, данные о временном отрезке пересечения госграницы в МАПП «Торфяновка» могут помочь тем, кто торопится на лоукостеры из Хельсинки.

«Водители хотят покушать»

Как рассказал Александр Дрозденко, 47-й регион сам обратился в Митранс с просьбой о запуске такого пилота после массовых обращений жителей Ленобласти.

— Мы брали пример с Нарвы, с моста Дружбы, с его узкого «горлышка». В праздничные дни, предновогоднее время, когда транзит серьёзно увеличивается, машины там стоят на въезде в Европу вдоль обочин, которые совершенно не оборудованы для ожидания. У людей есть обычные человеческие надобности, и никуда от них не уйдёшь. Плюс водители хотят покушать. Сейчас они едят то, что сами готовят. А сами автомобили всё время работают, потому что водитель не может покинуть салон, а не где-то посидеть погреться. Особенно это актуально в зимнее время. А летом людям нужна прохлада, чтобы скрыться от жары, — пояснил губернатор, отметив, что со стороны выезда из Эстонии таких проблем нет.
Александр Дрозденко/ Фото: пресс-служба Администрации Ленинградской области
Александр Дрозденко/ Фото: пресс-служба Администрации Ленинградской области

По словам Александра Дрозденко, аналогичная ситуация, как на въезде в Таллинн, наблюдается и на МАПП «Торфяновка».

— Я сам в этом году дважды пересекал границу на мотоцикле на фестивали байкеров и своими глазами видел эти очереди. Хотя, конечно, для мотоциклов другие очереди. Это кошмар, когда машины стоят и газуют, — поделился глава 47-го региона.

«Не от хорошей жизни»

Как заверил губернатор Ленобласти, стоянки будут такими же цивилизованными, как в Эстонии.

— Сами эстонцы, правда, называют площадки «отстойниками», но там всё очень прилично. Там ведётся интернет-запись. Вам присваивается номер, примерно называется временной коридор, когда вы должны подъехать. Дальше на площадке имеется табличка, на которой загорается номер и надо подъехать на границу, где, как правило, находится не более 10 машин, — заверил Александр Дрозденко.
Фото: tripsmile.ru
Фото: tripsmile.ru

Впрочем, тут же оговорился: введение электронных очередей — это не от хорошей жизни. Лучше было бы расширить существующий пункт пропуска в Торфяновке, но у «Росграницы» на это денег нет. Ещё 10 лет назад в ведомстве обещали расширение не только МАПП «Торфяновка», но и пунктов в Брусничном, Светогорске и Вяртсиле. Теперь ситуация изменилась. В свою очередь, создать стоянки в десятки раз дешевле, чем реконструировать пункты пропуска.

Более миллиона машин

Как сообщили 78.ru в ФКГУ «Росгранстрой», МАПП «Торфяновка» является одним из самых загруженных пунктов пропуска в Россию. По итогам 2018 года границу в этом направлении пересекло более миллиона машин (820 000 грузовиков, 165 000 «легковушек», 20 000 автобусов).

При этом в сопредельном с финской стороны пункте пропуска Ваалимаа электронные очереди уже существуют для фур. Это обстоятельство и стало причиной выбора территории для запуска «пилота». При этом, согласно данным презентации Минтранса по системе электронных очередей, оформить талончик как для грузовиков, так и автолюбителей вполне можно будет за 10 минут.

Как сообщила 78. ru координатор по СМИ Генерального консульства Финляндии в Петербурге Элина Саарилахти, система электронных очередей для грузовиков действует в Ваалимаа с декабря 2014 года. Среднее время ожидания для пересечения границы составляет один-два часа.

Фото: Vaclav Salek/ globallookpress.com
Фото: Vaclav Salek/ globallookpress.com
— Однако время может варьироваться в зависимости от дорожной обстановки, — отметила Элина Саарилахти, добавив, что некоторые водители успевают и выспаться в зонах ожиданиях.

Впрочем, несмотря на то, что для водителей фур система работает уже пять лет, на пассажирском направлении её никто внедрять пока не собирается.

На трёх эстонских развилках

В Эстонии электронные очереди для автомобилистов на выезде в Россию появились в 2011 году. Они имеются на всех трёх пунктах пропуска: Нарва — Ивангород, Койдула — Куничина гора и Лухамаа — Шумилкино. Сама система называется GoSwift. Она позволяет сделать бронь на период до 90 суток.

Впрочем, имеется там и живая очередь, однако, как подчёркивается на сайте GoSwift (где есть конкретные адреса стоянок, в Нарве, например, их две — прим. редакции), для неё «выделяется небольшой процент из общей пропускной способности, поэтому предпочтительней предварительное бронирование». Однако и при брони, и при живой очереди необходимо обязательно попасть в зону ожидания. Во втором варианте там можно находится не более 15 минут.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Стоимость бронирования для легковых машин составляет 4,5 евро. Также операторы GoSwift предлагают заказать sms о вызове на пункт пропуска. Одна стоит 70 центов, три — один евро. Дополнительно автомобилисты несут расходы на пребывание в зоне ожидания. При этом оплату за бронь уже нельзя вернуть, если её отмена происходит за 24 часа до пересечения границы для «легковушек». Для грузовиков — за 48 часов.

Впрочем, здесь стоит отметить, что сами правила достаточно часто меняются.

«Информации о прохождении границы маловато, не мешало бы хотя бы информационные щиты поставить, где регистрироваться, где находится зона ожидания (схема проезда). видела людей, которые подъехав к границе впервые услышали о том, что в принципе нужно регистрироваться где-то. Смс о вызове на границу мы так и не дождались, хотя за нее было оплачено почти 1 евро. мелочь, конечно, но все же неприятно, опять же рассчитывать на нее стало быть нельзя», — делилась своими эмоциями одна из пользователей ресурсов-отзовиков в Интернете (орфография и пунктуация соблюдены авторские — прим. редакции).

«Лажа эта штука. Ехали из Таллина 19.02.19 (вторник, вечер, никак не сезон). Забронировали утром на 20.00-21.00. Приехали, как сказано, за час. Простояли в отстойнике до 23.15!!! Никаких объяснений/извинений — сказали, что задержка 4 часа и все. Ещё 40 минут стояли в Нарве. И еще на нашей. С границы выехали в 0.40 (1.40 по Москве). И за что мы платили?», — отвечает ей другой пользователь.

Фото: Pr Scr eestipiir.ee
Фото: Pr Scr eestipiir.ee

Отметим и то, что на сайте бронь на наиболее подходящие часы обычно разбирается на пять дней вперед. И это не в праздники. Примечательно, что уже забронированы и многие часы на 2—6 января.

Всё ради денег?

Опрошенные 78.ru эксперты отмечают: в основе инициативы властей Ленобласти есть здравые идеи, другое дело, как её удастся воплотить в жизнь.

Председатель координационного Совета городского и Ленинградского областного отделения, член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода Выбора» Александр Холодов подчёркивает, что в Эстонии электронные очереди — это фактически легализация платной системы пересечения границы.

— В направлении выезда из Нарвы в Ивангород сервисы ещё востребованы. Там большой поток, потому удобно заранее бронировать место с маленькой оговоркой: если путешественник опытный и знает, где стоянку искать. В направлении же выезда из Эстонии в Псков трафик очень низкий. Бывает так, что в ожидании нет ни одной машины, но всё равно надо бронировать место, потом хоть на минуту заезжать на стоянку для активации системы, а только потом опять возвращаться к границе, — говорит он.
Александр Холодов/ Фото: Александр Холодов в vk.com
Александр Холодов/ Фото: Александр Холодов в vk.com

По словам Александра Холодова, если всё будет, как в Эстонии, то для Ленобласти это станет легализацией платности выезда из России.

Директор автоклуба «А24» Денис Шубин осторожно отмечает, что данные о временном отрезке пересечения госграницы в МАПП «Торфяновка» могут помочь тем, кто торопится на лоукостеры из Хельсинки. Потому что в предпраздничные дни так легко встать в пробку на шесть-восемь часов, а то и больше.

Каким конкретно будет размер платы за бронь в очереди на МАПП «Торфяновка», пока неизвестно. Но, если применять эстонские расценки только на бронь и учесть трафик на границе с Финляндией в Торфяновке, то речь может пойти о 2 млн евро. По действующему курсу это около 320 млн рублей. Для сравнения: на капремонт многоквартирных домов в 2020 году Ленобласть намерена потратить 500 млн рублей.

АвтомобилиФинляндия
Новости партнеров