Прямой эфир

Эйфмания величия: как один бездомный театр постепенно поглощает Петербург

Анна Федотова
3 декабря 2019, 19:19
Что общего у театральных деятелей с газами? Они стремятся равномерно заполнить всё пространство. Похоже, этот образ как нельзя лучше описывает демарш Эйфмана.
Борис Эйфман/ Фото: Театр балета Бориса Эйфмана в vk.com

Зачин у «Лебединых озёр»

Говорят, что театр начинается с вешалки, но где же он заканчивается? Похоже, для настоящего худрука его театр не кончается нигде. Тогда действительно не стоит удивляться повторяемости скандалов с участием обладателей больших заслуженных имён, хулигански метающих друг в друга по-театральному острые копья.

Всего несколько месяцев назад на невских берегах завершился поход «Семерых против Фив». Тогда Союз театральных деятелей сообща заставил капитулировать худрука «Русской антрепризы» Рудольфа Фурманова, набросавшего программу развития всей петербургской культуры, не посоветовавшись с коллегами. И каких только обидных слов не прозвучало с обеих сторон! Балетмейстер Борис Эйфман остался где-то на обочине того конфликта, и ему стало завидно — всё внимание журналистов и даже политиков достаётся другим. Наверное, поэтому он затеял новую войну. За Александринку — старейший профессиональный драматический театр страны. То есть, это уже что-то вроде похода Ахилла и Агамемнона на Трою.

В публичное поле конфликт вылился летом. Как и принято в современной военной стратегии, всё началось с информационных бомб. Эйфман начал жаловаться журналистам на то, что его де зажимают в Александринке и не дают ставить спектакли, ему всё сложнее получить сцену, а вместо этого там «безостановочно идут «Лебединые озёра». Сердобольная пресса принялась разносить эту печальную весть по городам и весям.

Фото: Театр балета Бориса Эйфмана в vk.com
Фото: Театр балета Бориса Эйфмана в vk.com

В Александринском театре тогда решили уйти от прямого конфликта, позвав Смольный в качестве арбитра. Туда отправили письмо. Суть его вкратце в следующем. Александринка — не какая-то прокатная площадка и прежде всего должна думать о собственных спектаклях, особенно с учётом растущего госзадания по количеству показов и премьер. При этом в аренду сцену предоставляют Театру балета Бориса Эйфмана, Театру балета имени Леонида Якобсона, а также фестивалям Dance Open и «Дягилев. P.S.» Театру Эйфмана ежегодно дают по 20 дней, больше, чем другим, хотя в городе хватает иных сцен. Во избежание будущих конфликтов чиновников попросили самостоятельно распределить свободные дни в Александринке между всеми заинтересованными музыкальными коллективами.

Кульминация спектакля

Похоже, вслед за информационной стадией войны настал черёд дипломатической. Во всяком случае в этом уверены оппоненты Эйфмана. 25 ноября ведущие артисты Александринского театра опубликовали гневное открытое письмо с протестом «против необоснованных претензий осуществлять эксклюзивное право на показ своих спектаклей на старейшей драматической сцене России». В документе говорится о том, что балетмейстер решил сделать ставку на «шантаж связями с руководством страны» и «непрерывные жалобы в рабочих кабинетах». Текст подписали народные артисты Нина Ургант, Сергей Паршин, Николай Мартон, Владимир Лисецкий, Галина Карелина, Светлана Смирнова, Пётр Семак, Игорь Волков, Эра Зиганшина и худрук Александринки Валерий Фокин.

Авторы вспомнили историю непростых отношений: в 90-е, «принимая во внимание особое положение развивающегося коллектива», в Александринке старались помочь, пуская гостей в свободные дни, а летом, когда коллектив уходил в отпуск, проходили «декады спектаклей Бориса Эйфмана».

Сцена из балета
Сцена из балета "Русский Гамлет"/ Фото: Юлия Михеева/ Театр балета Бориса Эйфмана в vk.com
«Однако, очевидно, добрые дела не остаются безнаказанными и искреннее расположение было принято за слабость, дающую возможность экспансии. Судя по всему, Борис Эйфман счёл Александринский театр своей полной вотчиной, так как начал ультимативно диктовать график и условия своих выступлений на этой прославленной сцене, не сообразуясь с творческими и производственными задачами: нашим репертуарным и гастрольным планом, графиком репетиций, выпуском новых спектаклей», — отметили актёры.

Они посоветовали Эйфману присмотреться к другим площадкам, способным обеспечить регулярную деятельность его театру. В этом контексте упомянуты БКЗ «Октябрьский» и ДК имени Ленсовета, где «этот коллектив с успехом выступал ещё с советского времени».

«Более того, не далее, как в нынешнем году, город создал сценическую площадку для самого Эйфмана, где театр отчасти может развернуть свою работу», — добавили авторы письма.

В завершении говорится о том, что Александринка и дальше готова помогать творческим коллективам, но не в ущерб собственной деятельности.

Развитие сюжета

В ответ Борис Эйфман собрал пресс-конференцию, постаравшись по пунктам ответить на все прозвучавшие предложения. Итак, выступать он может только в Александринке, так как показывать спектакли из нынешнего репертуара «без потери качества» можно только там и в Мариинском театре, но в Мариинке помещения в аренду не сдают. В общем, по этому пункту компромисс, по его мнению, невозможен.

Конфликт Эйфман назвал «не творческим, а коммерческим», потребовал прекратить «унижения» и признался, что обращался за помощью к главе Минкульта Владимиру Мединскому. Что в коммерческом конфликте несколько странно.

Владимир Мединский/ Фото: City News Moskva/ globallookpress.com
Владимир Мединский/ Фото: City News Moskva/ globallookpress.com
— За три года на сцене Александринского театра было дано 998 представлений, из них 404 арендных. Наш театр из всей этой цифры занимает 15%. В 2019 году было показано 99 арендных спектаклей, из них мы показали только 17, — пожаловался балетмейстер.

По его словам, «по вине» оппонентов он не может даже выполнить государственное задание на 20 спектаклей. Эйфман добавил, что Фокину «должно быть стыдно» за письмо. И пригрозил творческой эмиграцией. Мол, обижусь и уеду на два-три года за границу, пока новую площадку в Арт-парке не достроят.

Мораль истории

Отметим, что в этом году у Бориса Эйфмана появилась оснащённая сцена с залом на 500 зрителей. Вместе с Академией танца Эйфмана и общеобразовательной школой для её воспитанников она заняла почти целый квартал на Петроградской стороне. Одновременно Смольный готовит архитектурный конкурс на проектирование Арт-парка на проспекте Добролюбова. Театр балета Бориса Эйфмана станет одной из доминант этого нового общественного пространства. Но, кажется, как старухе из известной сказки Пушкина, после исполнения каждого желания кому-то каждый раз хочется чего-то большего. Так что уже сейчас несложно догадаться, что будет дальше. Много ли корысти в Александринке, я хочу Кремль с Мавзолеем, и чтобы Минкульт с Госдумой были на подтанцовках!

Фото: Детский театр танца Бориса Эйфмана в vk.com
Фото: Детский театр танца Бориса Эйфмана в vk.com

На пресс-конференции Эйфман метал громы и молнии, говорил о «вызове на дуэль» и всячески демонстрировал свою непримиримость. Правда, и старуха, и Ахилл с Агамемноном плохо кончили. В отличие от другого известного персонажа — Кота Леопольда, который мудро учил: «Давайте жить дружно».

В этой ситуации больше всего жалко петербургскую политическую оппозицию, в первую очередь Бориса Вишневского с Максимом Резником. Обычно в таких ситуациях депутаты с головой окунаются в конфликт на той стороне, которая кажется хоть на грамм оппозиционнее. Здесь же обоим депутатам приходится упорно молчать в тряпочку, ведь оба главных оппонента поддерживают действующую власть. Такой хайп пропадаёт!