Александр Лунгин: «Режиссёрской династии я сопротивлялся всю жизнь, а потом сдался»

Яблоня от яблоньки недалеко падает или далеко? Пока делать выводы рано, да и сам Александр Лунгин не загадывает. Для него фильм «Большая поэзия» станет премьерным. Как и его отец, знаменитый кинорежиссёр Павел Лунгин, дебютирует Александр поздно, да и с картиной похожей на первую режиссёрскую работу отца.
«Выход» в качестве режиссёра тогда ещё сценариста Павла Лунгина состоялся в 1990 году художественным фильмом «Такси-блюз» с Петром Мамоновым и Петром Зайченко в главных роля. В основе сюжета — музыкант и таксист — люди, казалось бы, из разных миров. В «Большой поэзии» также контраст на грани диссонанса: охранники ЧОПа и поэзия. Вот только после просмотра фильма понимаешь, что поэзия здесь выступает больше инструментом раскрытия персонажей и большая поэзия главных героев заключается не в поэтических строках и хорошей рифме.

Эта история могла произойти в Петербурге
Сюжет картины разворачивается на окраине Москвы. По мнению автора, именно там сконцентрирован основной столичный контингент. Киностолица, которую так любят киношники, уже не столь актуальна, и теперь людям интересны совсем другие персонажи — теневая империя, которая долгое время была скрыта от широкой общественности.
— Безусловно, эта история могла произойти в Петербурге. Я даже не уверен, что Москва лучшее место для съёмок. Но было сразу понятно, что экспедицию мы не потянем. Мы выбрали отдалённые районы Москвы, потому что люди живут именно там. Есть продолжающий довлеть над всем кинообраз Москвы — столицы бульваров — но на самом деле 15 млн живут в другой реальности, и наши герои точно живут именно там. Понимаете, ЧОП — это почти невидимая, но влиятельная часть окружающего нас мира. Во многом страна принадлежит им, а не кому-нибудь. Мы можем даже не знать, чем они на самом деле владеют, поэтому мне показалось, что имеет смысл рассказать об этом.
Поэзия становится конструктивной константой и несущей частью сюжета. Здесь она выступает как одно из крыльев, только не совсем понятно куда эти крылья занесут героев-ЧОПовцев.
— Наш фильм не про рэп, он является одним из крыльев, я бы назвал уличной и спонтанной поэзии, но у него есть более академические направления, хотя они структурированы похожим образом — там нет баттлов, есть слэмы и спортивная система отбора.

Слэм-поэзия — это как?
Стихи специально для фильма написали два известных поэта — Андрей Родионов, он же и снялся в фильме, и Фёдор Сваровский. Поэты оказались широкой души и отдали на растерзание свои работы. Невероятно благородно, отмечает Лунгин, они давали делать со стихами всё, что режиссёр хотел.
— Менял и искривлял как только хотел, потому что в кино стихи плохо слышны и мне нужны были более грубые формы, чтобы для зрителя что-то оставалось от стихотворения, а все остальные стихи, которые используют в фильме, это поэзия участников группы Андрея Родионова. Это одна из самых известных групп слэмовой поэзии. В фильме играют не актёры, а участники. Они реально читают свои стихи и слэм, который фигурирует в этом фильме, мы, конечно, для фильма организовали его сами, но он проходит по правилам группы. Мы сняли свою сцену, а они продолжили дальше. На монтаже уже отбирали, что нам нужно для фильма.

Жизнь сценариста довольно печальна
Свой дебют автор киноленты связывает со второй сменой в детском лагере. В шутку говорит, что его наконец-то оставили на вторую смену и позволили посмотреть, чем занимаются ребята там. Дома — уютно, но почему бы не покинуть эту зону комфорта. Зато это прекрасная возможность наконец-то не смотреть, что делают с твоими диалогами, считает Александр Лунгин.
— Это цитата Вуди Аллена из фильма «Пули над Бродвеем», поэтому так всегда чувствует себя сценарист. Ты отдаешь сценарий и с ним происходит то, что с ним происходит. Всегда есть определённая неудовлетворённость даже не результатом. Жизнь сценариста довольно печальна — это будто тебя забрали домой из лагеря, а все парни остались на вторую смену и с одной стороны приятно — ты будешь дома, в тепле, безопасности, а с другой стороны есть ощущение, что ты упускаешь какое-то приключение.
Будут продолжать снимать
Теперь Александр Лунгин не намерен пропускать это приключение и хочет остаться на вторую смену. «Большая поэзия» стала второй частью трилогии, которую начал ещё Павел Лунгин. Заключительным будет фильм про дагестанцев.
— Учитывая обстоятельства и призы, которые получил фильм, я точно попробую ещё. По моему плану должна быть последняя, третья часть, что я называю мужской трилогией. Первая — это был сценарий «Белые солдаты», по которому мой отец снял «Братство», второй частью выступила «Большая поэзия» и третья, по моему замыслу, должна быть про дагестанских парней.

Сергей Шнуров в главной роли
Сценарий был написан ещё 10 лет назад. Тогда хотели создать комедию, где главный герой был похож на лидера группы «Ленинград» Сергея Шнурова. Но время внесло свои коррективы, и теперь это уже совсем другая история.
— Сценарий с Сергеем Осипьяном написали ещё 10 лет назад. Это была комедия, и в ней действительно был задействован персонаж, похожий на Сергея Шнурова. Сценарий просто лежал все эти годы, и так случилось, что совершенно неожиданно мы получили финансирование на поддержку для дебюта. Но прошло столько времени, что он устарел, да и я не такой весёлый.
Несмотря на то, что идея фильма возникала много лет назад, а вневременных фильмов, считает Лунгин, нет, его стоит посмотреть один раз и не возвращаться к нему. А вот с книгами всё наоборот — к ним можно возвращаться через год, два и десятилетия.
Реакция отца — важна
В современном мире, отмечает Лунгин, ответной реакции почти нет. Всё, что ты делаешь — просто молитва на краю света. Даже эхо не возвращается, поэтому, в основном, режиссёр говорит с теми, кто схож с его близким кругом.

— Мне в этом смысле везёт, мне есть с кем поговорить. А отец сказал, что ничего так фильм, нормальный.
«Последнее, что мне хочется, это смотреть кино»
— Я не знаю, как у Паши складывалось, я наоборот большую часть жизни сопротивлялся этой части трудовой династии. Мне казалось, что это смешно. Но так сложилась жизнь, и теперь я думаю по-другому. Вот в Италии делают из поколения в поколение мебель, и что в этом такого, почему я должен этому сопротивляться? Хотя смешно считать себя дебютантом с седой бородой, но с другой стороны, в нашем кино это вполне обычное явление.




