Прямой эфир

Химия урановых протестов: грозит ли Петербургу катастрофой груз из Германии

Анна Федотова
26 ноября 2019, 21:02
В акваторию Финского залива прибыл корабль с отвальным гексафторидом урана. В Петербурге груз встретили протестами. В Росатоме говорят, что речь идет не об отходах, а о ценном сырье. Но насколько велики риски?
Фото: пресс-служба Greenpeace России

Что за варяги приплыли

В Петербурге возобновились споры десятилетней давности об «урановых хвостах». 26 ноября в акваторию Финского залива прибыл корабль «Михаил Дудин» с контейнерами обедненного гексафторида урана (ОГФУ). Активисты ряда экологических организаций организовали пикеты. Они требуют вернуть груз немцам обратно, так как ввоз иностранных радиоактивных отходов с целью последующего захоронения является незаконным. В Росатоме заявили, что речь идет о дезинформации, так как ввозят не отходы, а сырье для последующей переработки и перепродажи.

Поводом к накалу страстей послужило заявлением организации Гринпис о том, что российский концерн договорился с германо-британско-нидерландской компанией Urenco о поставках в Россию 12000 тонн ОГФУ.

- Экоактивисты требуют немедленно прекратить возобновившийся импорт в Россию урановых «хвостов» (побочного продукта обогащения урана при производстве топлива для атомных электростанций), - говорится в сообщении, которое распространила организация.
- Обеднённый уран – это полезное сырье, которое используется на российских обогатительных предприятиях для производства обогащенного урана, - парировали в компании АО «Техснабэкспорт», которое наряду с Urenco является одним из крупнейших в мире поставщиков урановой продукции и входит в «Росатом».

Так кто же лукавит, и действительно ли опасный груз ставит страну на грань экологической катастрофы?

Фото: пресс-служба Greenpeace России
Фото: пресс-служба Greenpeace России

Клондайк или кошмар

Чтобы разобраться в вопросе, специалисты советуют немного углубиться в химию. Природный уран состоит из двух изотопов – уран-235 и уран-238. Ради получения ценного топлива для атомных электростанций и военной техники нужно увеличить содержание урана-235 в конечном продукте. Для этого используются специальные центрифуги. В результате получается топливо и тот самый обедненный уран, который везут в Россию. Из Петербурга груз далее отправится железнодорожным транспортом в Новоуральск, где как раз находится комбинат с центрифугами. Но зачем оно нам надо?

Дело в том, что именно российское предприятие обладает уникальными технологиями и мощностями, которые позволяют проводить переработку повторно.

- Для них это «урановые хвосты», а для нас это вообще-то клондайк - великолепное сырье, которое еще намного лучше природного урана, который добыт из земли, потому что мы таким образом пропускаем стадию добычи. Для нас это интересные и выгодные работы. Европейцы передают нам то, с чем не могут справиться, - заявил телеканалу «78» редактор портала Atominfo.ru физик-ядерщик Александр Уваров.
Фото: пресс-служба Greenpeace России
Фото: пресс-служба Greenpeace России

После этого 10% «урановых хвостов» повезут в обратном направлении в Германию – на продажу. Но ведь остальной груз останется в России? Именно на это и делают упор представители Гринпис. В «Техснабэкспорте» отмечают, что так называемые «вторичные урановые хвосты» также не считаются радиоактивными отходами, так как отправляются на временное хранение на специальных площадках для дальнейшего использования в атомной и других отраслях промышленности. Речь может идти и о топливе для быстрых реакторов, и о производстве различных химических соединений. При этом уран предварительно будет переведен в стабильное состояние.

Топливо для протестов

Тему, разумеется, моментально подхватили петербургские оппозиционеры. К примеру, депутат Борис Вишневский активно бомбардирует Смольный запросами, предлагая не подпускать корабли к Петербургу. Интересно, как парламентарий себе это представляет в принципе? Топить корабли с опасным грузом на подступах к городу? Очевидно, что данный вопрос находится не в компетенции городской администрации, и оппозиционер прекрасно это понимает. Но его публика вряд ли. А значит можно устроить очередное громкое шоу и поднабрать политических очков.

Но что, если произойдет несчастный случай? Еще один аргумент «Гринписа». Так ли безопасны нынешние способы транспортировки?

Председатель МОО «Зеленый Фронт» Сергей Виноградов к действиям гринписовцев относится со скепсисом, но считает, что в «Росатоме» могли бы уделить больше внимания освещению процесса, причем сыграть на опережение, начав до того, как об «урановых хвостах» стали трубить экологи.

Фото: пресс-служба Greenpeace России
Фото: пресс-служба Greenpeace России
- Росатом нам говорит, что им не хватает сырья, 12 атомных станций будет запускаться. Но надо, чтобы в открытом доступе все это висело. И не надо будет проводить тогда закрытый и внеочередной совет, - сказал эколог.

При этом он выразил удивление по поводу того, что «Гринпис» почему-то не протестует, когда вышеупомянутые 10% «урановых хвостов» везут обратно в Германию.

- Обедненный гексафторид урана с точки зрения радиационной опасности менее опасен, чем природный уран. Перевозки природного урана – это достаточно обычное дело для атомной энергетики. Поэтому перевозки гексофторида урана с точки зрения радиационной безопасности какой-то серьезной угрозы населению не представляют, - заявил в свою очередь Уваров.

Он подчеркнул, что речь идет о типовых операциях, которые многократно отработаны.

Специалисты отмечают, что в химической промышленности используются много ничуть не менее токсичных и опасных ингредиентов, например, хлор и аммиак. Но о них почему-то из уст активистов иностранных экологических организаций и российских оппозиционных политиков не услышишь. И действительно, как нам обеззараживать воду, делать медицинские препараты и строить холодильники? Да и тема эта в России не вызовет того, что называется модным словом «хайп». Это больше к Грете Тунберг. А здесь уран, радиация, хвосты и другие громкие цепляющие слова. Тема несанкционированных митингов иссякла, поводов для градостроительных скандалов давно нет, а здесь такой хороший повод – грех было бы не воспользоваться.