Электрокары продолжают завоёвывать мир – и делают это значительно быстрее, чем ожидалось на заре «эры электричества». По данным на конец 2018 года, на планете насчитывается уже 5,6 миллиона действующих электромобилей разных брендов. Из них за один только 2018 год было продано 2 миллиона единиц (учитывая гибриды). Такие данные приводит агентство Bloomberg.
Первое место по количеству продаваемых электрокаров занимает Китай – там в прошлом году было продано более миллиона машин с электродвигателем. И это не удивительно: в Поднебесной действует на данный момент государственная политика, направленная на повышение популярности электрокаров среди населения. Так власти пытаются бороться за улучшение экологической ситуации – которая в стране, как известно, близка к катастрофической.
И стратегия китайских властей работает: по данным аналитиков, рост продаж электромобилей в 2018 году составил на китайском рынке 80%. Аналогичный рост зафиксирован и в США. В Америке за прошедший год было продано более 360 тысяч автомобилей ультранового поколения.
Немного отстаёт в росте Европа: согласно аналитике Bloomberg, рост продаж за 2018 год здесь составил 30%. Тем не менее, это тоже немало – более 400 тысяч единиц. При этом, всего 9 лет назад на всей Земле насчитывалось лишь 12 тысяч электрокаров! Если кто-то раньше и сомневался в победе электричества над бензином – теперь пора признать, что эпоха двигателей внутреннего сгорания постепенно заканчивается.
Конечно, пока запасы нефти не истощены, заинтересованные в её продаже компании будут бороться за рынок. Но аналитики не сомневаются, что количество машин на ДВС в цивилизованном мире будет неуклонно падать. Эксперты Международного энергетического агентства, к примеру, приводят пример самого позитивного сценария, который вполне может воплотиться в жизнь. Согласно этому сценарию, к 2040 году количество электрокаров в мире может вырасти до 930 миллионов единиц, что составит примерно половину всех автомобилей в мире.
Аналитики Bloomberg NEF тоже мыслят масштабно: согласно их исследованиям, к 2040 году в мире будет насчитываться примерно 540 миллионов электрокаров. А ежегодные продажи составят 56 миллионов единиц. При этом, специалисты уверены: уже к 2025 году будет продаваться 10 миллионов электромобилей в год.
Но есть в Европе страна, которая планирует прийти к «светлому будущему» намного раньше. Речь идёт о Норвегии, власти которой поставили перед собой весьма смелую цель: полностью вытеснить машины с ДВС, заменив их электрокарами уже к 2025 году. К этой цели Норвегия, как и Китай, движется ускоренными темпами с помощью государственной политики.
В отличие от автомобилей на бензине, электрокары в Норвегии не облагаются НДС и другими налогами. Если учесть, что обычные авто стоят в этой северной стране в принципе недёшево, а стоимость электрокаров с каждый годом снижается, то не удивительно, что норвежцам порой просто выгоднее приобрести электрокар.
Есть и другие послабления для владельцев «авто электрической эры»: в некоторых городах им предоставляют бесплатную парковку и возможность бесплатной подзарядки. В 2018 году продажи электромобилей в Норвегии составили 31% от всего рынка. А значит, «электрическое чудо» вполне может стать реальностью в заявленные сроки.
Россия пока, к сожалению, серьёзно отстаёт от мировых трендов. На 1 июля 2019 года, по данным Автостата, в нашей стране насчитывалось лишь 4,6 тысячи электромобилей. Ежегодные продажи и вовсе крайне скромные: за 2019 год была продана лишь 261 машина (по данным на 19 ноября). Тем не менее, рост наблюдается и у нас: за предыдущий год автодилерам удалось продать лишь 188 авто нового типа.
Самым популярным авто на электрическом двигателе в России, как ни странно, является вовсе не Tesla. Четыре пятых всех российский электрокаров – это Nissan Leaf. Если же говорить о покупках подержанных электрокаров, то доля этой модели и вовсе возрастает до 94,8%.
Tesla занимает на российском рынке только третье место – причём как среди продаж новых авто, так и среди подержанных. Если говорить о продажах новых машин, то первое место в нашей стране занимает дорогой Jaguar I-Pace, второе – Nissan Leaf, третье – Tesla, а четвёртое – Renault Twizy.
В целом доля электрокаров на российском автомобильном рынке составляют лишь 0,1%. Что можно приравнять к статистической погрешности. В Китае процент электрокаров в общем автопарке страны уже достиг 8%, в США – 4,5%, а в Европе – 4%.
Конечно, проблема электрокаров в России заключается вовсе не в отсутствии стремления к передовым новшествам у автомобилистов – проблемы у нас вполне объективные. Помимо цены, остро стоит вопрос с зарядными станциями. Их пока довольно мало, и рассредоточены они отнюдь не по всей территории страны.
Тем не менее, Enel X, дочерняя компания Enel S.p.A., активно занимается развитием сети электрических зарядных станций. Только недавно компания установила 10 быстрозарядных станций в Приморском Крае, 3 зарядные станции в Челябинске и одну в инновационном центре Сколково в Москве в рамках Всероссийской программы развития зарядной инфраструктуры.
Популярности электрокаров во всём мире препятствует и банальная неосведомлённость автомобилистов о том, что это такое и «с чем его едят». Хотя свои электромобили выпускают уже многие ведущие автомобильные бренды: Ford, BMW, Audi и другие, – люди до сих пор находятся в плену заблуждений.
Одним из главных мифов по-прежнему остаётся уверенность в том, что электрокары медленно разгоняются. По данным американских исследователей, в этот миф свято верит 90% жителей США. Но любимое детище Илона Маска это миф полностью опровергло. Tesla Model S является на сегодня самым быстрым серийным седаном: автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 2,4 секунды.
Многие также считают, что холода и непогода могут негативно влиять на электрокары, у которых при минусе попросту «сядет батарейка». На самом деле, считается, что оптимальная температура для работы электрокаров – от +10 до +20 градусов.
Тем не менее, как показывает опыт, на электрокарах ездят по всей России – даже в Иркутске, даже при –30. Правда, владельцы авто признают: дальность пробега на одном заряде несколько падает. Но дело в том, что большая часть заряда уходит на отопление салона – чем холоднее за бортом, тем больше нужно электричества для комфортной атмосферы внутри.
Некоторые владельцы электрокаров в России придумывают интересные виды тюнинга: например, ставят в машинах газовые керамические обогреватели. Другие находчивые автолюбители «укутывают» двигатель ковриками с нагревательными элементами. Впрочем, у той же Tesla таких проблем практически нет.
Есть ещё один распространённый миф, который осведомлённой аудитории может показаться поистине забавным. Тед Каннис, директор Ford по электрификации, рассказал в своём блоге, что 42% американцев уверены: электрокары не могут передвигаться без бензина. Тут, как видим, имеет место подмена понятий – не стоит путать гибриды и автомобили на «чистом электричестве».
Действительно слабым местом электрокаров можно на сегодняшний день назвать буксировку. Но среди современных машин с электрическим двигателем нет пока грузовиков, специально предназначенных для перевозки больших грузов. Хотя Tesla Model X и Audi E-Tron, например, вполне могут тянуть за собой фуры весом 2,2 и 1,8 тонны. Но большинство современных электрокаров создаются как комфортные и экологичные личные и семейные автомобили. За которыми, без сомнения, будущее мирового автопрома.