Прямой эфир

«Я не настоящий сварщик!»: Анна Пармас о революции в кино и сигналах космоса

Олеся Курдюкова
17 ноября 2019, 16:24
Прославившаяся среди молодёжи за счёт клипов для «Ленинграда» режиссёр рассказала, как так вышло, что, находясь фактически 30 лет перед публикой, она до сих пор хватается за сердце, ожидая реакции зрителей на её творения.
Анна Пармас/ Фото: facebook.com/kinotavrfest

Автор сценариев 17 проектов — от «Осторожно, модерн!» (1996) до «Светы с того света» (2018), режиссёр 10 картин — от того же «модерна» до «Ёлок последних», ещё немного актриса и бессменный в последние три года создатель клипов «Ленинграда» Анна Пармас — своего рода революционер российской киноиндустрии. Только вот сама она так не считает.

Это вроде бы про развод, но вроде бы весело?

Её последняя к настоящему моменту работа — дебютная полнометражная комедия «Давай разведёмся», о которой ранее рассказывал 78.ru. Картина получила не один приз на «Кинотавре», а если быть точнее, то два — приз за лучший сценарий и за лучший дебют.

Казалось бы, это традиционная в каком-то смысле история, связанная с семейными коллизиями, но такой она получилась неслучайно, отметила Пармас в эфире программы «Неспящие» на телеканале «78».

— Я думаю, что они [такие истории] беспокоят не только меня. Допустим, у человека есть работа или у человека нет работы, но отношения, мне кажется, есть практически у всех.

Что там происходит? Практически то же, что в любой комедии или трагедии о разводе: главная героиня Маша совершенно случайно узнаёт, что она не одна у мужа Миши.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Давай разведемся!"/ Фото: kinopoisk.ru
— Вторые отношения длятся уже долго и тщательно скрываются, но всегда наступает такой момент, когда правда, она же всегда — оп! И выскакивает. У нас она также выскочила очень забавным образом, и второй главный герой — Миша — принимает решение немедленно уйти к своей любовнице, фитнес-тренеру Оксане. Так всё и начинается. И, как сказано в рассказе, по-моему, Аверченко, «всё завертелось».

Но дальше спойлеров не будет. Дальше пойдёт речь о реакции режиссёра на реакцию зала на «Кинотавре», где она представила, как им показалось, комедию. Пармас вспоминает, что тогда, в июне, она получила незабываемый опыт.

— Впервые в жизни я испытала такое количество адреналина, я слышала, как стучит мое сердце в ушах. Я, как показано в замечательном мультфильме «Фильм, фильм, фильм» решила, что я отсижусь там где-нибудь на лавочке, но продюсер Наталья Дрозд сказала: «Нет, знаешь, давай посмотрим. Посмотрим, работает ли, посмотрим, в каких местах, что и как». Я говорю, Наташ, ты хочешь, чтобы у меня инфаркт случился? Она: «Ничего страшного, мы с угла сядем, чтобы тихонечко на скорой увозить». Но это было да. До первого смеха я думала: ну все, конец. Сейчас, вот сейчас я умру.

Причём не то чтобы в комедии были расставлены смехоточки — нет, просто тон изначально был задан ироничный, и автор полагала, что уже буквально после титров кто-то да должен хохотнуть. Но нет.

Анна Пармас/ Фото: facebook.com/kinotavrfest
Анна Пармас/ Фото: facebook.com/kinotavrfest
— Где-то на второй минуте я думала, что хохотнут. Но — на третьей. Но вот эта вторая минута далась мне, я вам скажу, вообще.

Комедия — это кнопка, которая либо нажата, либо заклеена

Отдельно стоит сказать, что роль Маши в картине снимается Анна Михалкова, под которую, между прочим, изначально была написана эта роль. И дело не в её выдающей аванс фамилии. И даже не в обеспечившем ей новую волну успеха сериале «Обычная женщина». Просто именно в ней — равно как и в сыгравшем Мишу Антоне Филиппове — Пармас увидела «кнопку юмора».

— Человек может быть хорошим артистом и прекрасно играть драму, но комедия — это то, что удаётся далеко не всем. Это какая-то такая кнопка, которая либо нажата, либо она заклеена.

Второе, что соединило Машу и Анну Никитичну, как называет её Пармас, это то, что без её образа сценарий просто не писался.

Анна Михалкова/ Фото: Komsomolskaya Pravda/ globallookpress.com
Анна Михалкова/ Фото: Komsomolskaya Pravda/ globallookpress.com
— Сценарий очень трудно писался, пока мы не поняли с девочками-соавторами (Елизавета Тихонова и Мария Шульгина — ред.), что нам нужно конкретно кого-то представить. Продюсеры, конечно, говорили, нельзя ли взять какую-то героиню помоложе — считается, что зритель в кинотеатры приходит молодой. И соответственно, ему ближе была бы история 28-летней героини. Но я считаю, что те проблемы, которые мы рассматриваем в нашем фильме, для 28-летней самостоятельной девушки это тьфу — это ничего! Так что ж рассказывать об этом.

«Я подсдохла»

А стоит рассказать о переходе от короткометражек — или коротышей, как их называет Пармас, к полному метру. Разумеется, она не единственная, кто вышел из клипмейкерства и рекламы на широкие экраны — тот же путь проделали, к примеру, и Тимур Бекмамбетов («Ёлки», «Горько», «Поиск»), и Майкл Бэй («Армагеддон», «Трансформеры»), и Андрей Звягинцев («Левиафан») грешил этим.

Но у Пармас был маршрут — на котором она, правда, едва не сломалась. Она поясняет, что изначально договорилась с оператором снимать так, чтобы форма не мешала содержанию, — «чтобы не усложнять, чтобы раз — и входило». Но вышло немного иначе, не так легко, как казалось.

— Когда ты снимаешь рекламу или клип, ты находишься на абсолютно спринтерской дистанции. То есть три-четыре съёмочных дня у тебя на коротышку или клип, на рекламу и того короче. А здесь их 32!

Она вспоминает сейчас, как бодро начинала, а на второй съёмочной неделе поняла, что энергия начинает уходить, а на третьей неделе она «просто подсдохла». И это создателя «Давай разведёмся» напугало, поскольку она считает, что именно режиссёр обязан заряжать всех людей на площадке.


Я не сварщик, я эту маску нашёл

Между тем о своей роли революционера Пармас отзывается скромно. Точнее, скорее не отзывается вовсе: она просто делает то, что нравится ей самой, не стремясь просчитать по хитрой формуле, что нужно зрителю сегодня, сейчас, и что будет нужно завтра.

— Я революционер, как вы говорите, и мне это очень лестно, и ко многому обязывает, но я не собиралась им стать. Я как в том анекдоте, помните? «Я не настоящий сварщик». Я эту маску случайно нашла.

Собеседница привела в пример один из недавних разговоров с актрисой Яной Трояновой («Ольга»), где та посоветовала не обращать ни на кого внимания, потому что «это же не для кого-то, это для себя».


— Это бессмысленно, потому что это уравнение с миллионом неизвестных. Я для себя решила: то, что, скажем, нравится мне, тревожит меня, смешит меня, пусть это будет неким референсом для работы.

К тому же, Пармас благоволит Вселенная, посылая к ней тех людей, с которыми она думает в одном направлении — говорят, это значит, что ты делаешь всё правильно. Этим обусловлен успех всех проектов последних лет, считает режиссёр.