Прямой эфир

Справедливость или разруха: чем обернётся отмена платы за некачественные услуги ЖКХ

Светлана Коваленко
6 ноября 2019, 12:15
Избавить россиян от расходов на несоответствующие нормативам услуги ЖКХ предложили в Госдуме. Их качество оставляет желать лучшего, признают эксперты, но добавляют: законопроект породит волну потребительского терроризма.
Фото: flickr.com/Krigouzov

Информация о том, депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов направил письмо главе министерства строительства и ЖКХ Владимиру Якушеву с предложением освободить россиян от платы за некачественные жилищно-коммунальные услуги, появилась в федеральных СМИ в первые дни ноября. Сайт 78.ru опросил экспертов, как эта инициатива отразится на управляющих компаниях и жильцах и на что больше всего жалуются петербуржцы.

Сложный алгоритм

Подготовку предложения сам Василий Власов пояснил многочисленными жалобами от населения на высокие тарифы и при этом низкое качество жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Парламентарий напомнил, что в настоящее время в РФ действует постановление правительства РФ от мая 2011 года о правилах предоставления россиянам ЖКУ. В этом документе предусмотрен порядок перерасчёта платы, в случае если потребитель получил услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Отметим, что о корректировке платы речь идёт в IX разделе постановления (пункты 98 – 103) . В нём, как заявил Владимир Власов, содержится слишком сложный и малопонятный алгоритм. В тексте постановления непрофессионалам в сфере ЖКХ разобраться и вправду непросто. Кроме того, там имеется ссылка на другой раздел, если речь идёт об уменьшении платы за отопление, поданное с нарушением температуры теплоносителя, или при его отключении. А уже в приложении к документу приводится и сложная математическая формула.

Фото: пресс-служба ГУП «ТЭК СПб»
Фото: пресс-служба ГУП «ТЭК СПб»
— Считаю необходимым сориентировать данное постановление на большую защиту прав потребителей коммунальных услуг. А именно: закрепить право потребителей не оплачивать соответствующие коммунальные услуги в течение всего расчётного периода за сам факт неоказания услуги по бесперебойному круглосуточному горячему и холодному водоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, водоотведению, отоплению в течение отопительного периода и за сам факт несоответствия состава и свойств воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, — цитировали федеральные СМИ народного избранника.

Впрочем, они не приводили данные, как новый механизм от Владимира Власова должен заработать на практике: будет ли освобождение платы производиться на основании обращения жильцов, куда направлять такие жалобы, сколько можно не платить, как это учитывать в квитанциях и т.д.

Проблема есть

Консультант Комиссии по недвижимости Общества потребителей Петербурга и Ленобласти Анна Горбенко готова констатировать: некачественные услуги в ЖКХ — это насущная проблема россиян.

— У нас есть огромное количество управляющих компаний (УК), качество работы которых оставляют желать лучшего. Например, много претензий поступает на уборку лестниц. Так, некоторые УК либо пропускают периодичность помывки, либо моют объект не целиком, а только до определённого этажа, — приводит эксперт пример услуг ненадлежащего качества.
Фото: flickr.com
Фото: flickr.com

С отоплением всем также хорошо знакома ситуация, когда зимой в квартирах или слишком холодно, либо, наоборот, стоят «тропики». Второе принято называть «перетопами».

— Очень часто жильцы обращаются в УК с просьбой отрегулировать температуру в жилье, но в ответ слышат, что это невозможно, хотя в 90% случаев такие заявления не соответствуют действительности. Другой вопрос, что в некоторых домах корректировать отопление надо вручную. Поэтому никто и не хочет этим заниматься, — поясняет Анна Горбенко.

Согласно правилам, пересчёт платы за отопление производится на основании обращений жильцов в УК и акте о замере температуры в помещении. Но, в свою очередь, управляющие компании идут на хитрости: проводят замеры не на той высоте, не в том месте. Неспециалист всех этих мелких деталей не заметит. А в итоге в актах отражается, что температура соответствует норме.

Некоторые россияне, не найдя правду в УК, пытаются жаловаться в жилищные инспекции. Но там опять требуют «бумажку» от управляющей компании, а в итоге круг замыкается. Потому и выходит, что постановление зачастую «не работает», если отопление из-за аварий не выключается вообще.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Согласно правилам, график уборки лестниц, лифтов и т.д. должны быть вывешены на стенде УК, ТСЖ, ЖСК на первом этаже в холле.

Менталитет потребителя-террориста

Как подчёркивает Анна Горбенко, с другой стороны нельзя забывать о таком явлении, как потребительский терроризм.

— В последние годы у нас становится всё больше тех, кто мыслит по принципу: если за что-то можно не платить , то и делать это вообще не надо. А в случае со сферой ЖКХ причину придраться найти не сложно. Кто-то воспользуется этим, чтобы не платить вообще, хотя, например, отдельные (да и в большинстве) качественные услуги будет получать, — считает эксперт.

По её словам, это приведет к тому, что УК могут вообще остаться без денег и попросту прекратить выполнять свои обязанности, а в итоге никакой пользы жильцам не будет.

Анна Горбенко подчёркивает: гораздо целесообразнее народным избранникам было бы заняться совершенствованием механизма привлечения УК к пересчётам платы за допущенные нарушения.

С тем, что законопроект обернётся губительными последствиям для отрасли, согласна эксперт в сфере ЖКХ, экс-руководитель блока управляющих компаний «ЮИТ» и «Эталон ЛенСпецСМУ» Алла Винник.

Фото: flickr.com
Фото: flickr.com
— Собственно, законопроект приведёт к двум последствиям: УК лишатся денег на выполнение своих работ и будут вынуждены судиться со всеми круглыми сутками. В итоге они перестанут вообще следить за домами и начнут увольнять сотрудников (дворников, сантехников и т.д), — говорит она.

Припомнила Алла Винник и случай, когда в одном из домов жилец специально подкидывал окурки, фотографировал их, потом жаловался на УК, а той выписывали штраф.

— Надо понимать, что обычный дом — это не пятизвёздочный отель, и окурок вполне мог быть брошен две минуты назад. Уборку каждый час в доме проводить невозможно. Так что придраться и вправду станет несложно при таком законопроекте, — отмечает она.

По словам Анны Винник, структура жалоб на некачественные услуги у петербуржцев очень разнится в зависимости от УК. Например, в доме, где на общем собрании решили внести в квартплату дополнительные затраты на коврики, претензий к уборке почти нет. А, соответственно, нет и штрафов для УК.

Фото: flickr.com
Фото: flickr.com

Впрочем, как считает эксперт, на первом месте претензий горожан к сфере ЖКУ — это качество холодной и горячей воды.

Согласно данным Государственной жилищной инспекции на конец октября, в предыдущем месяце этого года горожане чаще всего жаловались на содержание общего имущества в многоквартирном доме (проблемы с вентиляцией, неисправностью лифтов, уборку лестничных клеток и протечку кровель). Всего поступило свыше 3500 обращений, или почти на 50% больше, чем за аналогичный период 2018 года.

Платежная дисциплина горожан на высоте: вовремя проплачивают квитанции 97% петербуржцев. Но сумма долга за ЖКХ у физических лиц всё же превысила 10 млрд рублей.