Мраморные колонны, бархат кресел — торжественные интерьеры бывшего дворянского собрания получают траурный оттенок. Белоснежная филармония превращается в темный церковный зал.
Этим вечером огромные люстры зажгут только один раз. Чтобы музыканты нашли свои места и переоделись. Оркестр облачается практически в церковное. Готовятся служить заупокойную мессу в трактовке Теодора Курентиза. Исполнители ищут точку, где звук резонировал бы как в храме.
Каждая интерпретация Реквиема у Курентиза отличается от предыдущего исполнения. На этот раз концерт начинается вовсе не на сцене. Дирижер и оркестр замирают. И слушают церковное пение, которое звучит словно откуда-то сверху.
Это и есть духовная музыка. Впервые в Петербурге выступает византийский хор с родины дирижера — из Греции. Теодор Курентзис лично отбирал исполнителей. Зрители не видят их лиц. Только слышат голоса. Так же, как слышали их на заре нашей эры.
— Поём древнюю византийскую музыку, которая состоялась уже в IV веке. До сих пор эта музыка жива. Она не в музее. Поётся и живёт до сих пор, — говорит Антониос Кутрупис, руководитель хора musicAeterna byzantina
И даже когда вступает оркестр, на сцене по прежнему полумрак — работает только подсветка пюпитров, которая выглядит будто свечи. Она особенно необходима квартету солистов, иначе сложный латинский текст не разглядеть.
Как говорит солист Евгений Ставинский, реквием является произведением богослужебным неспроста.
— Это помогает создать настроение мистическое, — говорит Ставинский.
Теодор Курентзис, как всегда, добивается безупречного и оригинального звучания. В отличие от консервативных переложений «Реквиема», у Моцарта в его исполнении другой ритм, и инструменты тоже особенные — струнные, на бычьих жилах, старинные духовые. Таким свой «Реквием» вполне мог слышать умирающий Моцарт, который так и не успел закончить партитуру.
В нынешней версии «Реквием» Моцарта и Курентзиса услышат не только в Петербурге, но ещё и в Москве и в Западной Европе. Но из города на Неве коллектив отлучится ненадолго. Скоро снова исполнят «Реквием», но уже в сочинении Верди — ведь Курентзис не любит повторяться.
Напомним, ранее Курентзис открыл новый музыкальный сезон в Петербурге.