К концу осени молочная продукция может вырасти в цене. Так, по мнению экспертов, на рынке отразится внедрение электронной ветеринарной сертификации. Система заработает в полной мере с 1 ноября. При этом в Россельхознадзоре уверены, что нововведение не должно ударить по кошельку покупателей.
Молоко подорожает, уверяют знатоки рынка. И ждать осталось недолго. Уже через месяц повсеместно становится обязательной электронная ветеринарная сертификация готовой продукции. Она обеспечит товарам качество, а за него, как известно, нужно платить.
— Свыше 90% розницы контролируется торговыми сетями, которые являются транснациональными сетями. Никаких моральных обязательств перед российским народом у них нет. Они используют любой повод для повышения цен, — говорит председатель совета ассоциации малого бизнеса Алексей Третьяков.
Обкатывают электронную систему производители уже больше года. «Меркурий» позволяет проследить весь путь мяса, молока, рыбы, сыра и любой другой продукции животного происхождения — от производителя, переработчика, склада до магазинной полки. Аналогично сейчас контролируется алкоголь. В результате на рынке должны остаться только честные производители. Кстати, на предприятиях, где уже внедрили такую электронную биографию товара, говорят, что не встретили особых проблем.
— Единственное, чем мы были озабочены — нужно было сделать автоматизацию процесса. Поскольку пробовали вручную это делать — 6 человек сидело 5-6 часов, ежедневно вводили свидетельство в «Меркурий». Это единоразовое вложение, которое никак не повлияет на себестоимость, — подчеркнул совладелец группы компаний «Лосево», производителя молочной и мясной продукции Александр Маурер.
Производители уверяют: затраты на работу «Меркурия» распылятся в объёмах выпускаемой продукции и к росту цен не приведут.
— Цена не может расти от электронной сертификации, потому что это только схема документооборота, который позволяет отследить товар от поля до прилавка, — убеждён президент петербургского союза предприятий пищевой промышленности Григорий Забровский.
А вот новые требования к маркировке, внедрение которых сейчас активно обсуждается, вполне могут ощутимо ударить по ценообразованию в молочном бизнесе. Хотя бы потому, что каждую производственную линию нужно будет оснастить дополнительным оборудованием.
— Молочные производители считают, что первичное внедрение систем обойдётся в 25 млрд рублей. Порядка 20 млрд ежегодно будут тратить ежегодно на обслуживание. Учитывая, что вся отрасль зарабатывает 30 млрд в год, они всё должны будут это спустить, — считает Алексей Третьяков.
Эксперты убеждены, что техническое перевооружение производитель будет компенсировать за счёт покупателей. В теории многомиллионные расходы на новое оборудование должны хотя бы немного повысить стоимость каждой единицы товара. Утверждать обратное и брать расходы на себя бизнес пока не спешит.
На другой чаше весов — качество продукции. Сейчас, по оценкам специалистов, половина всей молочной продукции на прилавках изготовлена из порошка. Есть и более существенные нарушения, когда животные жиры подменяют дешёвыми растительными. Ещё на этапе внедрения электронной сертификации сетевые торговые компании заметили, что ряд производителей отказались от поставок своих товаров, а значит процесс очистки рынка от фальсификата и суррогата уже даёт результат.