На днях Ростехнадзор выдал разрешение на ввод в эксплуатацию трёх новых станций второй очереди Фрунзенского радиуса — «Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары». Этим чиновники фактически поставили точку в эпопее со строительством метро на юг, тянувшейся с 2012 года. За эти долгие годы Смольный и «Метрострой» (подрядчик работ) успели не раз громко поругаться и помириться. В четверг, 3 октября, продолжение ветки запустили для петербуржцев.
«Метрострой» начал тянуть вторую очередь Фрунзенского радиуса, фиолетовой ветки, на юг города на заёмные средства весной 2012 года, когда ещё не был даже проведён конкурс на поиск подрядчика. Такая практика применялась тогда достаточно широко. Так, например, возводилась «Спортивная- 2». Дело в том, что «Метрострой» по тем временам считался монополистом, и его авторитет не ставился под сомнение. В 2013 году с компанией заключили контракт как с единственным поставщиком для оплаты уже выполненного объёма работ. Затраты «Метростроя» на эти цели оценивались в 3,7 млрд рублей. Согласно документу сдать три станции — «Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары» — компания имела полное право в декабре 2018 года, но в блоке развития транспортной инфраструктуры были абсолютно уверены, что метростроители уложатся до конца 2017 года.
Первый неприятный сюрприз для метростроевцев произошёл в 2014 году, когда из Главгосэкспертизы вышел проект всего отрезка линии со стоимостью работ в 35 млрд рублей. Но в последний момент чиновники, запросив котировки других участников рынка, применили понижающий коэффициент 0,7 и утвердили «цену вопроса» в 26 млрд рублей. Примечательно, что вице-губернатором, отвечающим за развитие подземки, тогда был Марат Оганесян, позже оказавшийся в местах не столь отдалённых в связи с хищениями на возведении стадиона на Крестовском для ЧМ-2018. И тогда впервые метростроевцы сильно засомневались в сдаче станций в конце 2017 года. Но им пообещали дополнительное финансирование в перспективе.Ещё одним ударом для «Метростроя» стало решение Смольного привлечь к проектным работам москвичей, которые слабо разбирались в петербургских грунтах. В итоге качественно выполнить работы в срок проектировщики первопрестольной не смогли, конкурсы пришлось объявлять заново, а время оказалось упущенным.
В 2015 году проблемы на «Метрострой» обрушились уже по всем фронтам. Тогда в День города, на церемонии открытия упоминавшейся выше «Спортивной-2» выяснилось, что теперь экс-глава компании Вадим Александров издал приказ о приостановлении работ на радиусе. Объяснял он это так: Смольный перестал платить «Метрострою» за уже исполненные работы, а подрядчик из-за этого не может закупить оборудование. В КРТИ настаивали на кардинально противоположенной позиции: деньги за всё заплачены. Тогда и начался разговор о том, что работы будут выполнены строго в соответствии с контрактом: к концу 2018 года.
В 2015 году ситуацию удалось уладить, «Метрострою» выделили дополнительные деньги, работы возобновились, но в 2016 году ситуация в точности повторилась.
Между тем, уже стремительно приближался 2018 год, когда городу предстояло принимать на стадионе на Крестовском острове матчи Чемпионата мира по футболу. А задача по вводу двух станций Невско-Василеостровской линии «Новокрестовской» и «Беговой» к лету 2018 года сменила экономическую плоскость на политическую с явным оттенком федерального уровня. В чем официально и расписался следующий за Маратом Оганесяном также теперь бывший вице-губернатор Игорь Албин.
Как заверял тогда Вадим Александров, станции Фрунзенского радиуса уже были готовы наполовину, доделать их до конца 2017 года не составило бы труда, но без денег работать, естественно, никто не собирался. Это позиция Игоря Албина не устроила.
— Декабрь 2017 года — под большим вопросом, лимитов на Фрунзенский радиус больше нет. Возможно, удастся решить проблему с помощью авансов, но уверенности нет, — отрезал тогда Игорь Албин, и всем пришлось смериться с тем, что ввод станций состоится не раньше конца 2018 года.
Между тем, подрядчик «зашивался» со строительством политически важных «Новокрестовской» и «Беговой», которые сам Вадим Александров называл «полным провалом и кромешным адом».
Однако это не помешало осенью 2016 года также бывшему зампреду КРТИ Вадиму Власову опять пообещать сдать радиус к концу 2017 года.
К концу 2017 года стало очевидно, что станции сдать не удастся, и в январе 2018 года Игорь Албин неожиданно обнадежил, что их запустят весной прошлого года. Как отчитывались тогда в Смольном, «для сдачи объектов в эксплуатацию необходимо завершить отделочные работы, монтаж инженерных систем и подъемного оборудования, а также выполнить работы по благоустройству территории, в тоннелях еще остается закончить работы по укладке путевого бетона и монтажу контактного рельса». Готовность объектов продолжения ветки оценивалась в 95%.
Весной 2018 года радиусу добавили миллиарды с Красносельско-Калининской линии и пообещали открыть к мундиалю вместе с «Новокрестовской» и «Беговой», но и этого не случилось.
Осенью того же года при подготовке проекта бюджета на следующий год Фрунзенский радиус снова оказался в центре скандала, когда выяснилось, что в городской казне хотят направить на продолжение метро на юг на 2019 год еще 3,2 млрд рублей. Всего же в результате всех корректировал цена вопроса строительства станций вернулась примерно к исходной — 34 млрд рублей.
Тогда глава КРТИ Сергей Харлашкин рапортавал, что «деньги нужны из-за бумажной волокиты с банками».
— Так, если станции введут до 20 декабря, то уже 25 декабря закроются все банки, и работы придется свернуть. Откроются же банковские структуры только после праздников, а время же будет потеряно, — пояснял он.
На такой же «экстренный» случай в октябре оказался продленным и контракт по радиусу — до 31 мая 2019 года.
При этом отношения между Смольным и «Метростроем» опять начали серьезно обостряться. Для компании все уперлось в размер банковской гарантии, которую организация хотела увеличить, чтобы набрать авансов. Но ей отказали. В Смольном намекнули на возможный разрыв контрактов по радиусу с «Метростроем», но и сами чиновники понимали, что процесс это не ускорит. Все чаще стали звучать упреки в адрес эффективности работы компании.
— Для того чтобы город получил новые станции, нам нужны даже не дополнительные инвестиции или обещанные на бумаге средства, а просто быстрая работа профильного комитета с документацией по ранее осуществленным работам. ОАО «Метрострой» заявляет о необходимости ускорить приемку выполненных работ. Это позволит не снижать темпы строительства и планомерно выполнять задачи, своевременно выплачивая зарплату инженерам и рабочим. Контракт на строительство Фрунзенского радиуса обеспечен в полной мере банковской гарантией. Все популистские заявления о ее отсутствии являются формой дискредитации репутации компании, — апеллировали в «Метрострое», о возможном банкротстве которого всерьез рассуждали в конце года.
В декабре прошлого года открытие станций перенесли на май этого года, а уже в январе Сергей Харлашкин заявил, что «школьники поедут в метро 1 сентября». Тогда же межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 1 подала иск о банкротстве к ОАО «Метрострой». Через несколько дней Смольный демонстративно разорвал 3 из 4 контрактов с компанией по строящимся веткам, но затем передумал. Чиновников убедили просьбы ветеранов и рабочих компании. Однако было поставлено условие: она погасит все задолженности по зарплате.
Весной снова появилась информация об очередных срывах сроков, но в конце июля глава Петербурга Александр Беглов сказал четко: станции откроют только тогда, когда не будет сомнений, что все требования безопасности соблюдены. В сентября Госстройнадзор выдал разрешение на ввод в эксплуатацию продолжения ветки, однако претензии возникли у Ростехнадзора. Позиция этого ведомства оказалась в приоритете. Как известно, Ростехнадзор отвечает за безопасность сдаваемых сложных технических сооружений, эксплуатация которых связана с массовым местонахождением населения. В свое время нарекания чиновники ведомства высказывали и к «Лахта Центру». К началу октября претензии Ростехнадзора были устранены.
С введением в строй новых станций Фрунзенского радиуса «Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары» длина городской подземки увеличится на 6 км, появятся 20 новых эскалаторов и 12 траволаторов. Станции располагаются после международной.
Пропускная способность участка линии оценивается в 40 пар поездов в час. Суточный объем пассажирских перевозок на первый период эксплуатации предположительно составит 997 тыс. пассажиров.
Вестибюль станции глубокого заложения «Проспект Славы» располагается на пересечении Бухарестской улицы и Южного шоссе. Второй — на пересечении Альпийского переулка и Бухарестской.
Один из вестибюлей станции «Дунайская» находится на пересечении Бухарестской и Дунайского проспекта, южный возведен на углу Бухарестской и улицы Ярослава Гашека. Станцию «Шушары» обещают сделать «людной» за счет автобусного сообщения с Колпино, Шушарами и Славянкой. Сама она располагается в промзоне рядом с автозаводом Toyota, пустующим GM и ТЭЦ.
В честь открытия второй очереди радиуса «Метрополитен» выпустил памятные монеты.
Еще примечательнее то, что в какой-то степени вторая очередь Фрунзенского радиуса все-таки опередила «Новокрестовскую» и «Беговую». Дело в том, что для нее еще в 2015 году был пройден первый в России двухпутный тоннель (ранее в СССР и РФ возводили исключительно однопутные). После этого щит демонтировали и подняли на поверхность через демонтажную камеру. Затем он отправился на строительства такого же тоннеля между станциями «Беговая» и «Приморская».
До конца этого года в Северной столице новых станций метро открывать больше не будут. Пока не запланирован запуск и в 2020 году. В 2021 году в строй должна быть введена станция «Горный институт».
Что ждет дальше «Метрострой» и продолжит ли он заниматься развитием городской подземки, пока никто не знает. Сергей Харлашкин на вопрос о возможном банкротстве компании по завершению Фрунзенского радиуса лишь отшутился, «что мамонты тоже вымирать не хотели». Вместе с тем, в Смольном всерьез рассматривают вопрос о привлечении к строительству метро китайских подрядчиков и компании вроде СтройТрансГаз», «Ингеоком» и «Ойкумена», которые должны обострить чувство конкуренции у «Метростроя».