– Однажды он спросил, какая у меня любимая книга. И я поняла, что у меня такой нет, – вспоминает Кристен Стюарт. – Я хотела быть лучше, умнее, круче, но я даже не могла тусоваться с ним…
Кристен Стюарт и Антон Ельчин снялись вместе в фильме «Жестокие люди». На тот момент, в 2005 году Антону было 16, а Кристен – всего 14.
– Он казался мне почти взрослым, – рассказывает актриса с экрана.
Стюарт сидит на диване, поджав ноги, и заметно волнуется. Она вспоминает свою первую любовь, человека, который, по её признаниям, во многом сформировал её личность, подтолкнул стараться быть лучше во всём, читать, учиться новому и совершенствоваться. А потом разбил ей сердце, сказав в ответ на признание, что чувства Кристен не взаимны.
Это всё – Антон Ельчин, голливудский актёр, родившийся в Ленинграде. Во время съёмок в «Жестоких людях» он был уже профессионалом в своём деле, несмотря на столь юный возраст. Ещё через год он снялся в «Стартреке», сыграв в полнометражной картине Павла Чехова – и поразил всех коллег по съёмочной площадке своим отношением к роли. Он отличался бесконечной готовностью «всегда заходить дальше, чем все», чтобы сыграть на пределе возможностей.
Документальный фильм «С любовью, Антоша» стал режиссёрским дебютом монтажёра Гаррета Прайса. Он рассказывает о жизни голливудского актёра русского происхождения Антона Ельчина устами его друзей и коллег по съёмочной площадке. Уиллем Дефо, Энтони Хопкинс, Джоди Фостер, Николас Кейдж и другие звёзды кинематографа снялись в этой картине, рассказав о своей дружбе с актёром. Мы посетили премьеру, чтобы поделиться впечатлениями с вами.
Антон родился в Ленинграде в 1989 году, но уже через полгода его родители эмигрировали в США. Виктор и Ирина Ельчины – профессиональные фигуристы, а дед Антона был в своё время футболистом первого состава. Антон вырос в Лос-Анджелесе, но прекрасно говорил как по-русски, так и по-английски.
Сниматься он начал ещё в детстве. Документалка Гаретта Прайса скроена не только из интервью со звёздами. В неё яркими лоскутами вшиты фрагменты из домашнего видеоархива Ельчиных: вот маленький Антоша дурачится на камеру, прыгает в бассейн с отцом и радостно катается на велосипеде. А вот он уже пытается снимать своё первое любительское кино – получается вполне себе арт-хаус. Или разыгрывает на камеру целый спектакль одного актёра.
В самом словосочетании «документальный фильм» нам слышится что-то скучное, бледное и неинтересное. Но картина «С любовью, Антоша» пробирает до глубины души. Фильм впервые был показан на фестивале независимого кино «Сандэнс» в США, где снискал целую лавину лестных отзывов. И совершенно не зря.
«Мы сегодня с вами обрыдаемся», – предупредила перед началом картины в кинотеатре «Англетер» представительница прокатной компании. Эти слова показались неуместными, но вышло именно так. Когда картина закончилась и замолкли последние звуки музыки, стало слышно, как шмыгают носами женщины в зале. «С любовью, Антоша» – удивительно скроенный фильм, который сделал актёра самым близким человеком каждому зрителю.
На экране Дженнифер Лоуренс вспоминает совместную работу с Антоном. Ельчин и Лоуренс снялись вместе в нескольких картинах («Как сумасшедшие», «Бобёр»). Актриса рассказывает, как однажды возмутилась бесконечным повторам Антона в попытке отыграть один-единственный эпизод. Лоуренс признаётся: уже готова была закричать на партнёра, но он объяснил, что лишь ищет нужную, идеально подходящую этому моменту интонацию.
– А я обычно нахожу одну интонацию и придерживаюсь её, – удивилась звезда.
– Я это заметил, – иронично ответил Ельчин.
С тех пор, рассказала Лоуренс, она старается подбирать особую интонацию к каждому эпизоду. «Антон открыл для меня новую сторону творчества», – рассказывает актриса.
В возрасте 12 лет Антон снялся в картине «Сердца в Атлантиде». Его партнёром по съёмочной площадке стал Энтони Хопкинс. По замечанию великого актёра, Антон уже в этом возрасте разительно отличался от других актёров-детей: в нём не было той неестественности и неискренности, которая почти всегда присуща маленьким артистам. С самого детства Антон пытался вжиться в роль максимально. Зайти дальше, чем все.
Связать свою жизнь с кино он решил, будучи совсем маленьким. Мама, которую он любил больше всего на свете, отдала его в драматическую студию – но туда он ходил недолго. Совсем скоро преподаватель заявил Ирине Ельчиной, что ему больше нечему учить Антона – пора ему ходить на пробы и заниматься настоящим кино.
Сам Антон вспоминает с экрана (в отрывках из старых интервью): у мамы не было времени, она работала тренером, но, всё равно, прямо работы, ещё в трико бежала с ним на просмотры. Ельчин пробовался на роль Гарри Поттера, но здесь Дэниел Рэдклифф оказался удачливей.
Одну из самых первых ролей маленький Антоша сыграл в популярном сериале «Скорая помощь». Он поразил съёмочную группу лавиной ярких эмоций. В картине приведены признания Ельчина из архивов: он рассказывает, что в этот момент чувства накрыли его волной, и даже после завершения съёмок он не мог выйти из образа. И это ему понравилось.
О самых сокровенных и важных вещах в картине «С любовью, Антоша» рассказали родители Ельчина – Ирина и Виктор. Мама вспоминает, как много лет назад, когда Антоша был маленьким, стала замечать, что он особенно тяжело переносит простуду. Мальчика положили в больницу на обследование, где выяснилось, что он неизлечимо болен.
Диагноз «муковисцидоз» родители долгое время скрывали от Антона. Это генетическое заболевание оказывает разрушительно воздействие в первую очередь на лёгкие. Сначала Антону говорили, что ему нужно просто пить витамины и больше заботиться о здоровье. Пытались оградить его от лишней активности. Но позже выяснилось одно, признаётся мать:
– Играть для него – лучшее лекарство.
В конце концов, родителям пришлось рассказать Антону о болезни. И это ничуть не помешало его карьере. Напротив, Антон стремился быть лучше во всём, чего бы это ему ни стоило. А вот болезнь свою скрывал – не хотел выделяться.
Коллега-актёр вспоминает: съёмки одного из фильмов велись с 7 утра, а Антону приходилось вставать на два часа раньше всех, чтобы сделать свою дыхательную гимнастику. И он никому этого не говорил. Он просто справлялся сам.
Ирина Ельчина отмечает, что это была вечная борьба. Иногда он забывал делать дыхательную гимнастику и тщательно следить за здоровьем – и оказывался в больнице. И тогда он снова принимался за своё здоровье, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом.
В каждую новую роль Антон погружался чуть больше, чем полностью. Когда ему в возрасте 16 лет понадобилось сыграть пьяного подростка, он пришёл к маме со своей проблемой: как сыграть опьянение, если раньше никогда не пробовал алкоголь?! Маме отнеслась к вопросу прагматично:
– А если тебе нужно будет сыграть маньяка, ты что, пойдёшь убивать?
Но Антона такой подход не мог удовлетворить. И на следующее утро он представил родителям видеозапись. Чтобы как следует проникнуться состоянием опьянения, актёр стащил из домашнего бара бутылку текилы и выпил две чашки. А затем сел перед камерой и стал фиксировать каждое новое ощущение: от тяжести в голове до спутанных мыслей.
В «Стартреке» Ельчину досталась роль русского Павла Чехова, который должен был говорить на английском с ужасным русским акцентом. Но вот беда – у Антона не было акцента! Ведь 16 с половиной из 17 лет своей жизни он провёл в Лос-Анджелесе. И тогда он стал подыскивать подходящий образец для подражания.
– Скопируй мой акцент! – говорила мама, но Антоша от этого предложения отказывался.
– У тебя совсем не такой акцент, как нужно! Мне нужен акцент деда! – отвечал он.
В итоге получился, возможно, самый смешной – и при этом абсолютно натуральный акцент. Как отмечали критики, роль Павла Чехова во франшизе «Стартрека» удалась Ельчину даже лучше, чем актёру Уолтеру Кёнигу в оригинальном сериале.
Но даже полное перевоплощение в персонажа не давало Антону полной творческой удовлетворённости. Ему хотелось выразить себя, свой взгляд на мир. И тогда Ельчин решил снять свой собственный фильм.
У него уже был готов сценарий, он сам полностью сделал раскадровку картины. Свой дебютный фильм он назвал «Трэвис» – именно так звали главного героя «Таксиста» Мартина Скорсезе. «Таксист» был любимым фильмом матери Антона, и совпадения тут не случайны.
Но режиссёрского дебюта не состоялось. 19 июня 2016 года Антон погиб совершенно бессмысленной и глупой смертью – его задавил собственный автомобиль, не поставленный на ручной тормоз, у ворот собственного дома.
«Love, Antosha» – так Ельчин подписывал все открытки для мамы. Фильм Гаррета Прайса рассказывает не только о бесконечной любви Антона к своему творчеству. Он также вскрывает его внутреннюю драму, вызванную вечной неудовлетворённостью и стремлением сделать что-то лучше. Этот драматический конфликт в душе самого актёра делает его очень близким и родным любому зрителю.
Сложно говорить о спойлерах относительно этой картины, ведь главное в ней – это удивительно сильные чувства, которые вызывает этот коллаж из интервью его друзей-актёров и архивных видео. Не забудьте запастись платком, даже если не верите, что он вам пригодится.