Общество
11:3417 сентября 2019

Петербургские особняки всё чаще стали недосчитываться предметов интерьера

Противоречивая ситуация в городе из-за позиции комитета по охране памятников, который сейчас отказывает в 90% заявок на выявление и на постановку под охрану ценных зданий, интерьеров.
Особняк А. Черкасского/ Фото: citwalls.ru

Градозащитники всё чаще находят рядом с мусорными контейнерами предметы интерьера из старинных особняков, и вандалы тут не при чём: витражи и резные двери выносят на свалку сами жильцы, никакого охранного статуса у вещей нет.

Музыкальную гостиную особняка Каншина, где до революции жил директор императорских театров Петербурга Владимир Теляковский, ждёт второе рождение. Вот только спасти из двухсотлетнего наследия удалось далеко не всё.

Оторванная лепнина, закрашенная роспись на потолке и пластиковые двери вместо резных — вынужденная мера, говорит заказчик этого ремонта — директор частной музыкальной школы Мария Валошина.

— Эта дверь была совершенно не в пригодном виде со сшитым вторым полотном. Мы пытались его расшить доски начали трескаться, ломаться, было невозможно, — отмечает она.


В советское время эту гостиную буквально разрезали на три коммуналки, но даже заражённый грибком пышный декор XIX века бизнес-вумен с дипломом искусствоведа планирует спасти. Хотя по закону, говорит, имела право сломать всё и закрасить. Ведь эти интерьеры официально не охраняются государством, но рука не поднимается.

По словам владельцев, в этом помещении когда-то бывали Шаляпин, Чайковский. Музыкальные традиции планируют продолжать, а вот как сохранять архитектурные? К примеру, на этом месте когда-то был мраморный камин XIX века, который демонтировали задолго до появления здесь новых хозяев.

— Противоречивая ситуация в городе из-за позиции комитета по охране памятников, который сейчас отказывает в 90% заявок на выявление и на постановку под охрану ценных зданий, интерьеров. Потому что комитет считает, что у него слишком много работы, — говорит член президиума Санкт петербургского отделения ВООПИиК Анна Капитонова.


Особняк на Университетской набережной Васильевского острова, которым в начале XVIII века владел князь Черкасский. Приёмник дома сподвижника Петра и одного из первых строителей Петербурга в XXI веке оказался куда менее бережливым. Памятник выкупил и решил перестроить. Проект не утвердили. В отместку властям дом уже несколько лет стоит без окон и дверей, постоянно поджигается. Бизнесмена уже и штрафовали, но что такое 30 тысяч по сравнению с многомиллионной реставрацией. Что-то подобное происходит и в другом особняке XVIII века в центре Петербурга. С виду ещё ничего, а вот внутри полный упадок и разрушение интерьеров, причём когда-то не хуже эрмитажных. И ничего не поделать — памятником не считается.

Чтобы не мёрзнуть, люди в этом дворце заменили несколько пришедших в негодность старинных витражей на обычное стекло и фурнитуру. С одной стороны, вроде бы закон нарушили, а с другой спасли себя от холода. Ведь даже ответственная за ремонт фасада управляющая компания реставрацию проводить не имеет право.

— У нас в принципе нету разрешения на проведение таких работ, нет лицензии КГИОП, и мы соответственно не имеем право выполнять эти работы, — сетует главный инженер ЖКС № 1 Центрального района Сергей Сазанов.

Вот и получается, что комитет не успевает даже за внесёнными в реестр, у людей нет средств, а у управляющей компании полномочий. К примеру, плановый капремонт этот дворец XIX века архитекторов Кваренги и Фонтана ждёт не раньше 2020-го и о какой-либо реставрации речи пока не идёт, поэтому не исключено, что скоро что-то из этой лепнины или оставшихся витражей окажется на помойке.

Памятники
Новости партнеров