Прямой эфир

Профессиональные шахматисты скептически отнеслись к введению уроков шахмат в школах

Михаил Колокольцев
26 августа 2019, 20:48
Если занятия станут обязательными, будет ли хватать квалифицированных кадров на все школы? И если нет, то где их брать?
Фото: pxhere.com

Учеников начальной школы посадят за шахматные доски. Сторонники этой инициативы уверяют: для детей это абсолютно выигрышная партия — удастся повысить общий уровень развития, и — более того: благодаря шахматам учащиеся более осознанно выберут будущую профессию. Какая ещё польза от того, что школьников научат правильно использовать… мат?

Обычный урок в шахматном клубе лицея № 150 проводит учитель физкультуры. Для того, чтобы заинтересовать будущих гроссмейстеров неспешной игрой, по словам педагога, нужен особый подход.

— Детям нравится, они сами даже ходят в кружки разные вне лицея. Рассказываем, это не просто ходить, учить, а как две армии, как историю какую-то, дети любят это слушать и внимание остаётся на месте, — говорит учитель физкультуры лицея № 150 Дмитрий Будов.

Шахматами в этом лицее занимаются не только в формате внеурочного кружка, но и преподают как отдельную дисциплину. Уже два года азы логической игры постигают ученики младших классов и старшеклассники.

— На будущий год это будет уже третий год, с 1 сентября. Но это в рамках эксперимента, наш Калининский район он знает, что мы ведём эту работу в рамках эксперимента. Это не во всех классах, это выбрано в классах тех, кто желает заниматься, — отметила директор лицея Лариса Фукс.

Уже с 1 сентября такие уроки могут появиться во многих школах Петербурга. Ими заменят третий час физкультуры. В комитете по образованию видят в этом только плюсы — нагрузка на учеников не возрастёт, а шахматы в городе пользуются большой популярностью. Да и сама практика не нова, большинство школ и без того расходует этот час под свои нужды.

— Это не приведёт к увеличению количества часов в школе, это не приведёт к замене физкультуры совсем другим родом деятельности, это наоборот некое разнообразие в школьной жизни, которое поможет детям развиваться в самых разных направлениях. Это хорошая инициатива, которая помогает детям развивать логику, мышление, пространственность, — убеждена начальник отдела общего образования комитета по образованию Анна Грубская.

Добавлять или не добавлять шахматы в программу обучения — пока дело добровольное. Те школы, в которых уже вместо третьего часа преподают, например, плавание, мини-футбол или борьбу, могут оставить расписание без изменений.

Тем не менее, ожидается, что инициативу подхватят минимум 40% учебных заведений Петербурга, это при условии того, что уже треть всех школ и лицеев в формате кружков и секций обучают учеников хитрым комбинациям ходов чёрных и белых фигур. Как, например, в физико-математическом лицее № 30. Здесь шахматами занимаются во внеурочное время. И если обучение игре сделают обязательным, особых трудностей в изменении программы не видят.

— Два раза в неделю ребята собираются, и где-то по полтора часа играют друг с другом. Соответственно, преподаватель, который это всё ведёт, учит их каким-то теоретическим азам, ребята эти совершенно разных возрастов. Но ещё раз повторяю, что у нас они получают только часть своего шахматного образования, основное — шахматная система Санкт-Петербурга, — подчеркнул директор губернаторского физико-математического лицея № 30 Алексей Третьяков.

Умение существовать в мире разнообразных правил и развить координационно-умственную деятельность — этому школьников, по мнению международного гроссмейстера Алексея Лугового, могут научить шахматы. И добиться значимых результатов в этом виде спорта, делится мастер, могут не только люди с математическим складом ума.

— На самом деле это не так, существует множество шахматистов, которые имеют слабые способности в математике. Математик может блестяще играть, но точно так же блестяще играть может и историк, и кто угодно другой, то есть, прямой связи между математикой и шахматами, конечно же, нет, — считает Луговой.

В то же время профессиональные шахматисты беспокоятся, мол, если занятия станут обязательными, будет ли хватать квалифицированных кадров на все школы. И если нет, то где их брать.

— Первая проблема, что этот педагог должен иметь педагогическое образование, таких людей, как вы понимаете, в шахматной среде очень мало, то есть, если реализовывать серьёзно, то нужно было запустить какую-то другую последовательность действий и событий, — рассуждает исполнительный директор спортивной федерации шахмат Петербурга Владимир Быков.

В комитете по образованию поспешили успокоить: подготовка учителей идёт уже два года, поэтому дефицит кадров возникнуть не должен.

— Наша главная задача, ну, может быть, не столько отлично учителю играть в шахматы, сколько понимать, какова методика, чтобы научить их этой игре, и в принципе учитель начальных классов, либо учитель физкультуры может с этим справиться, — уверена Анна Грубская.

Точный статус шахмат в школьной программе должен решиться уже к концу этого года. Сейчас завершается работа над внесением изменений в федеральный государственный образовательный стандарт. Там обозначат, будет ли логическая игра включена в основную программу школы, либо же останется во внеурочной.