Россия входит в четвёрку самых популярных среди китайцев туристических направлений. Количество туристов из Поднебесной, приезжающих в наш город, растёт с невероятной скоростью. За первое полугодие 2019 года число китайских граждан, прибывших в Россию по туристической визе, выросло в сравнении с первым полугодием 2018 года на 24,5%.
Такие данные опубликовала туристическая ассоциация «Мир без границ», ориентированная исключительно на русско-китайский туризм. В авангарде — разумеется, Петербург и Москва. Две столицы являются в «туристическом меню» китайцев обязательными пунктами.
Как отмечает пресс-служба ассоциации, в этих двух городах рост китайского турпотока ещё значительней: за означенный период он составил на 43%. И вишенка на торте — цифры по Петербургу. За первое полугодие 2019 года к нам прибыли 130 тысяч китайских туристов, что на 68% больше, чем за тот же период прошлого года.
Китайцы также активно заполняют паромы, везущие отдыхающих из Петербурга в Хельсинки и другие города Европы. Как отметил генеральный директор петербургской паромной компании Moby SPL Сергей Котенев, граждане Китая стабильно занимают четвёртое место по количеству пассажиров на пароме «Принцесса Анастасия».
Вот только денег компании они приносят не очень много: никогда не ужинают в ресторане, не участвуют в мероприятиях, да и в целом рассматривают путешествие на пароме не как самостоятельный вид отдыха, а лишь как очередной способ перемещения из точки А в точку Б.
Сергей Котенев рассказал об интересной особенности туристов из Поднебесной: они абсолютно во всём слушаются турлидера. И без его разрешения не посетят даже бесплатный концерт на пароме. И если турлидер сказал — сидеть в каюте, они не ступят из неё ни шагу.
Но гости из дружественного Китая приезжают к нам не только в отпуск. Уже много лет китайцы прибывают в Петербург на постоянное жительство — учиться или работать. Открывают свой бизнес и оседают надолго. Как выяснилось, в основном — в одном и том же районе, Василеостровском. Так ждёт ли нас появление Чайна-тауна на Ваське?
— Учитывая плотность китайского населения на Васильевском острове, я думаю, что он нас не ждёт, он у нас уже есть, — отметила в интервью 78.ru гид-переводчик китайского языка Яна Савицкая. — Их там достаточно много. Васильевский остров для них — такое «место силы», потому что очень многие из них начинали с общежития университета, многие жили там на «кораблях». И они привыкли там селиться. И вот, они селятся туда диаспорально.
С коллегой полностью согласен заместитель председателя петербургской Ассоциации гидов-переводчиков китайского языка Владимир Бортко:
— Китайцы во всём мире предпочитают селиться друг рядом с другом. Интерес к Васильевскому острову у них возник ещё в конце 1990-х, когда там было общежитие иностранных студентов на улице Кораблестроителей. Именно тогда они и полюбили это место, причём полюбили они его совершенно правильно: с одной стороны, это новый район, безопасный, с другой стороны, всего две остановки от Невского проспекта. Поэтому с 90-х годов они и предпочитали там селиться.
Помимо исторической составляющей, есть и ещё один важный фактор. Именно на Васильевском острове, рассказал Владимир Бортко, обитает петербургский «крёстный отец» всех приезжих из Китая:
— Пик этого всего (заселения китайцами Васильевского острова — прим. ред.) пришёлся где-то на 2015 год. В этом году Чэнь Чжиган, глава китайской диаспоры, взял в аренду часть «Ленэкспо». И сам поселился на Васильевском острове. Соответственно, все тянутся сюда.
Именно в «Ленэкспо» располагается сейчас «Китайский деловой центр» — огромный павильон с офисами, конференц-залами, складами, кейтерингом и невероятно большим рестораном китайской кухни «Цинь».
«Цинь» считают самым большим китайским рестораном в Европе. А Чэнь Чжиган является президентом Китайского общества в Санкт-Петербурге и вице-президентом «Китайского делового центра». Поэтому не удивительно, что уроженцы Китая стягиваются поближе к своему лидеру.
Кроме названных факторов притяжение китайцев на Васильевский остров есть и другие. О них также рассказал Владимир Бортко:
— Важный момент — это гостиница «Прибалтийская». Нелегальные гиды, которые работают с китайскими туристами, большинство своих групп селили в гостинице «Прибалтийская». Соответственно, они тоже селились на Васильевском острове, чтобы быстро ходить на работу.
Так что Чайна-таун на острове — это не выдумка, и даже не вероятное будущее. Это, по мнению петербургских гидов-переводчиков китайского языка, давно уже наша реальность.
Насколько велика в Петербурге китайская диаспора, никто не скажет — никто их не считал, отмечает Владимир Бортко. К тому же, большинство квартир, по словам гида-переводчика, у них в аренде.
— Но их реально очень много. Я сам живу на Васильевском острове, и у меня завалены все почтовые ящики объявлениями «куплю квартиру на ваших условиях». Большинство предложений — от китайцев. Они постоянно гуляют здесь с детьми, с собаками, с бабушками, с дедушками. В детских садах всюду уже китайские дети. У меня сын в детском садике, вот в этом году его заканчивает, у него в группе четыре китайца.
Приезжие из Китая не стремятся ассимилироваться. Напротив, они будто строят собственное, глубоко обособленное государство внутри Петербурга. Как не раз отмечали жители города и писали журналисты, китайцы в большом количестве открывают заведения «только для своих».
И речь идёт о самых разных предприятиях. Это и чисто китайские столовые, и магазины, и даже парикмахерские, где русскоязычному клиенту будут не слишком рады.
Но почему? Ведь, к примеру, в том же Апраксином переулке есть китайские столовые, «широко известные в узких кругах» и даже модные среди осведомлённых петербуржцев. И там вам в обслуживании никогда не откажут.
— Я думаю, что там целеполагание немного другое, — комментирует этот вопрос Яна Савицкая. — Если, скажем, столовая на Апрашке — она для всех, по крайней мере, для тех, кто о ней знает, а знает о ней довольно много народа — студенты и так далее — то здесь возможны варианты. Иногда рестораны и кафе они открывают только в расчёте на туристов, соответственно, кормят только туристов, каким-нибудь специфическим туристическим меню. И тогда им просто невыгодно вообще пускать туда русских.
А как же «чисто китайские» парикмахерские? К чему такая избирательность в «бизнесе красоты»? Яна Савицкая уверена, что здесь всё довольно просто:
— Китайский волос, да и вообще азиатский, отличается по структуре от европейского. И им, наверное, легче работать со своими, стричь своих. Да и мало кто, мне кажется, из русских пойдёт в китайскую парикмахерскую, к китайцам, которые привыкли стричь только своих соотечественников.
С этим согласен и Владимир Бортко:
— У них там свои китайско-корейские причёски, китайский стиль, они работают «под себя». Да и вообще, китайцы — очень замкнутая диаспора, так во всём мире. Вы приедете в Сан-Франциско или ещё куда-то — там будет то же самое. На самом деле, есть многие заведения, куда русский может зайти, но там не будет даже меню по-русски. Если вы знаете китайский, то вас обслужат, а если нет, то вас там просто не поймут.
А вот президент Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленобласти Игорь Горский с рассказами о Чайна-тауне на Васильевском острове не согласен — по его словам, всплеска интереса китайцев к недвижимости и массовой её скупки в этом районе он не заметил. Правда, признал — да, уроженцев Поднебесной там много:
— На самом деле, они, действительно, там покупают, но никакого Чайна-тауна там нет. Васильевский остров всегда был местом для размещения объектов высокого и среднего класса, у него всегда было своё предназначение: с одной стороны, он достаточно близок к центру, с другой, он достаточно кулуарен и закрыт.
Тем не менее, Игорь Горский отметил — да, уроженцы Китая стараются «сбиваться в кучки»:
— Дело в том, что китайцы всегда были очень клановые. По какой-то причине ими был выбран Васильевский остров. Кто-то там покупает — и потихонечку они подтягиваются друг к другу. Опять же, Васильевский остров достаточно обособленный, и, может быть, это тоже придаёт какую-то зональность их диаспоре. Ну да, им нравится Васильевский остров. Но они там покупают наравне с россиянами.
Остаётся последний важный вопрос: планируют ли «петербургские китайцы» обосноваться в нашем городе навсегда, пустить глубокие корни и создать свою империю, или Петербург для них — лишь перевалочный пункт?
Яна Савицкая в своё время преподавала в Петербурге китайцам английский язык — и, по её прошлому опыту, планы у китайцев на Россию не слишком основательные:
— Многие из них говорили, что Россия — это только пункт в их биографии, а потом они планируют перебираться в Европу, в Штаты, в Канаду. Они будут приезжать, проводить здесь какое-то время, набирать денежную массу, зарабатывать, получать какое-то образование, делать бизнес… А потом, при возможности, переедут в какое-то другое государство, где у них будет больше возможностей. По крайней мере, это то, что я слышала от своих студентов.
Как рассказал Владимир Бортко, все китайцы, у которых есть возможность переехать в те же США, минуя Россию, так и поступают. А если такой возможности нет — едут к нам «делать бизнес». По его мнению, Петербург ещё ждёт наплыв китайцев, которые рассматривают Петербург как «транзитный город» в собственной жизни. Если у нас всё будут хорошо — будут приезжать и уроженцы Китая:
— Это связано, прежде всего, с экономической ситуацией в нашей стране. Большинство китайцев, приезжающих сюда, из небогатых северных провинций. Китайцы из южных провинций — они все в Канаде, в Штатах и в Австралии. Если в России будет возможность заработать, то китайцев будет всё больше.
Больше интересных статей читайте в нашем канале на «Яндекс.Дзен».