Ещё полгода назад казалось, что коллекторы совсем скоро изменят наши представления о взаимоотношениях между поставщиками и потребителями коммунальных услуг. Тогда им доставалось только 5% долгов по ЖКХ. Но их общий размер перевалил за 1,3 трлн, и 500 млрд из них приходится на физических лиц, то есть на обычных жильцов. Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) начала готовить профессиональные стандарты по отбору коллекторов для работы на соответствующем рынке. Там явно рассчитывали увеличить свою долю пирога. По одной из версий, на ситуацию также повлияла возможность перехода на прямые расчёты между потребителем и ресурсоснабжающими организациями в обход управляющих компаний. При таком раскладе им придётся самостоятельно решать проблему с неплательщиками.
Однако в Госдуме на пути коллекторов решили поставить заслон. По новому закону, право на взыскание просроченной задолженности возложено исключительно на ТСЖ, ЖСК, управляющие компании и ресурсоснабжающие организации. Передавать долги коллекторам запрещено. Эту часть рынка они потеряют. Документ уже поддержала профильная комиссия Совета Федерации, и очень скоро он отправится на подпись президенту.
Авторы документа отмечают, что он имеет прежде всего социальную функцию. Дело в том, что репутация частных выбивателей долгов пока оставляет желать лучшего. Неслучайно то и дело возникают инициативы о полном запрете такой деятельности.
— Мы считаем, будет правильным запретить передачу долгов граждан по ЖКХ. Эта проблема, к сожалению, существует: звонят людям, особенно пожилым, с угрозами вплоть до применения физической силы. Граждане регулярно обращаются к депутатам с требованием принять соответствующие решения, — так законопроект комментировал председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Ещё несколько лет назад не существовало государственного реестра коллекторских агентств, рынок был совсем диким, а резонансные случаи с их участием происходили буквально в ежедневном режиме. В Ульяновске местный специалист по выбиванию долгов разбрасывал в окна неплательщиков бутылки с зажигательной смесью. В результате двухлетний мальчик получил ожоги 40% тела.
Другой резонансный случай произошёл в Петербурге. Коллектор поджёг детские коляски в подъезде должника, причинив их хозяевам ущерб на сумму 350 тысяч рублей. Ни одна из них невольному виновнику инцидента не принадлежала. Другой петербурженке коллекторы прислали фото внучки с траурной лентой в окружении венков. Совершенно обычным методом стали смс-ки с угрозами от имени неких бандитов, плохо говорящих по-русски, и порча имущества всех соседей по подъезду с указанием личных данных должника.
Понятно было, что дальше так жить нельзя. Пару лет назад был принят закон, который призван ввести деятельность коллекторов в цивилизованные рамки. Теперь они должны представляться и звонить должникам не чаще двух раз в неделю, и только с открытых номеров. За деятельностью свои коллег-частников следит служба судебных приставов.
С тех пор нередко платить приходится уже коллекторам, которые не привыкли к новым правилам и работают по старинке. Так на днях петербурженка отсудила 20 000 рублей у кемеровской микрофинансовой организации. Ей удалось доказать, что со стороны специалистов по выбиванию долгов прозвучали угрозы, а любое психологическое давление на должников отныне под запретом.
Впрочем, копить долги по ЖКХ все равно не стоит. Дело в том, что у коммунальщиков и без коллекторов хватает рычагов воздействия на неплательщиков, а потому и раньше они достаточно редко прибегали к услугам подобных агентств. Самый действенный метод — отключение света или воды. К нему могут прибегнуть сразу же после того, как долг достиг двух месяцев. Далее следует предупреждение, а затем, к примеру, электрик отрубает провода соответствующей квартиры на щитке.
Если это не помогает, следует обращение в суд. Причём если сумма долга меньше 500 тыс. рублей, то по упрощённой схеме деньги могут снять прямо с банковского счёта неплательщика, например, с того, на который только что пришла зарплата.
В Петербурге действуют различные льготы на оплату услуг ЖКХ. А в июле Александр Беглов добился снижения темпов роста тарифов. Помогла ревизия расходов монополистов. Оказалось, что далеко не всегда они тратят деньги по назначению, перекладывая свои неэффективные решения на потребителей. Теперь Смольный ведёт переговоры по поводу платы на газ. Глава города считает, что нормативы для петербуржцев завышены, и если их уменьшат, плата существенно сократится.
А за коллекторов волноваться не стоит. Потерю рынка ЖКХ им пока сполна компенсируют банки и микрофинансовые организации. Закредитованность россиян растёт такими темпами, что уже даже глава Минэкономразвития Максим Орешкин даёт крайне негативные прогнозы. По его словам, если не принять действенные меры, то к 2021 году для всей экономики наступят крайне неприятные последствия.