Прямой эфир

Ожившие герои Достоевского вышли на улицы Петербурга

Михаил Колокольцев
7 июля 2019, 17:37
Раскольников размахивал топором, Мармеладов угощал напитками, а Соня задумчиво читала.
Фото: gov.spb.ru

Гигантская марионетка старухи-процентщицы встречала гостей на Владимирской площади. Юбилейная программа Дня Достоевского охватила самые разные уголки города. У памятника классику на Большой Московской расположились четыре живые статуи. В них можно было без труда узнать любимых героев из произведений Фёдора Михайловича. Но больше всего людей собралось у музея Достоевского, там показывали спектакль «Литературный ассамбляж».

Большой карнавал объединил тысячи ценителей творчества Достоевского. Этот праздник в честь классика в Петербурге — 10-й, юбилейный.


На этом карнавале Достоевского Петербург точно не холодный и не мрачный, как в произведениях писателя. Персонажи романов классика словно ожили в виде таких огромных кукол. Здесь, например, старуха-процентщица, которая не прочь поболтать с любым гостем праздника. Не менее ярким вышел образ и самого Достоевского. Общительный, весёлый и очень приветливый.

А рядом, у памятника писателю, гостей встречают живые статуи. В них сразу угадываются герои «Преступления и наказания». Раскольников размахивает топором, Мармеладов спешит угостить напитком. Лишь Соня задумчиво читает, ничего не замечая вокруг.

Тем временем на сцене под окнами музея Достоевского развернулся спектакль «Литературный ассамбляж». Зрителей знакомят с именами тех, кого читал сам Фёдор Михайлович.

— Мы показываем влияние писателей европейских — это Диккенс, Бальзак, Дюма-сын, Гофман и их персонажей, — отмечает заместитель директора по творческим проектам Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского Вера Бирон.

На сцене «Евгения Гранде» Бальзака сразу в двух версиях. В оригинальной — французской галантной манере. И в достоевском переводном варианте — весьма нахальном и эмоциональном.

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

А вот на публику вышли актёры, играющие Мольера и Гофмана. В их произведениях Достоевский почерпнул образ Фомы Опискина для своей повести «Село Степанчиково и его обитатели». Но писатель не просто перенимал литературные идеи. В своих героев он вкладывал душу. И порой усложнял настолько, что теперь играть их — творческая мука для актёров.

— Я не знаю, как можно сыграть Мышкина, какие струны своей души надо натренировать, как к этому персонажу подойти — мне очень интересно в этом персонаже исследовать с одной стороны его человеческие страсти, а с другой стороны какая-то космическая энергия идёт от него, — делится актёр Александринского театра Илья Дель.

Энергию чувствуют и зрители. Смотрят, снимают и замирают от волнения. Наблюдая за действом, как будто вновь перечитывают любимые строки.

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

В историю города, к счастью, прочно вошли достоевские адреса — места встреч, поисков, разочарований и литературных побед. На экскурсиях по трём тематическим маршрутам рассказывали редкие факты из биографии Достоевского.

Поклонники буквально облепили доску записками с названиями любимых романов. «Братья Карамазовы», «Бесы», «Идиот», «Игрок». А некоторые решились поделиться личными историями, связанными с именем писателя. Лучшие видеоинтервью покажут на выставке будущего года — «Мой Достоевский: музей создаётся людьми».

Больше интересных статей читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».