В Петербурге с весны этого года бурно обсуждают реформу общественного транспорта, перейти на новые принципы работы которого предстоит с июля 2020 года. В Смольном предлагают убрать дублирующие друг друга маршруты, заставить коммерческих перевозчиков обновить автомобильный парк, дать возможность пользоваться городскими льготами при проезде и обязать высаживать пассажиров только на официальных остановках. Нужно ли это горожанам и чего они сами ждут от общественного транспорта будущего, обсудили чиновники и телезрители в эфире телеканала 78 в программе «Открытая студия».
Как рассказал глава комитета по транспорту Смольного Александр Головин, транспортная реформа, о которой там много говорят, не придумка ведомства. Нововведения необходимо воплощать в жизнь на основании федерального закона № 220 от 2015 года об организации регулярных перевозок наземным транспортом. Этот документ поставил перед всеми регионами выбор. Субъект может осуществлять перевозки либо по регулируемому для всех тарифу, либо нерегулируемому. В первом случае регион устанавливает общие для всех правила, нормативы технического состояния парка и требования к нему, расценки на услуги и составляет единое расписание движения с официально разрешёнными остановками. Соответственно, с перевозчиками заключается госконтракт. Во втором случае, тариф и всё остальное отдаётся на откуп перевозчикам и им выдаётся свидетельство на пять лет. Определиться с одной из двух схем необходимо к 1 июля 2020 года.
Фактически в настоящее время коммерческие перевозчики работают в Петербурге на социальных маршрутах по регулируемому плану. То есть, для бизнеса установлена верхняя планка на цену проезда в 40 рублей, и больше «задирать» никто не имеет права. За это город предоставляет из бюджета субсидии маршруточникам в размере 3,6 млрд рублей.
Однако на таких социальных маршрутах от коммерческих перевозчиков нельзя воспользоваться городскими льготами для пенсионеров, студентов и т. д. А льготы есть у 50% населения Петербурга. Если город выберет первый вариант, такая несправедливость будет устранена. Кроме того, за счёт единого для всех расписания транспорт будет двигаться систематизировано, устранятся «заторы» около остановок. Сейчас в погоне за пассажирами «без льгот» маршрутки буквально «кидаются» к остановкам перед городскими автобусами или подолгу собирают пассажиров, особенно, около метро. Например, это можно наблюдать около метро «Рыбацкое». В итоге пассажир, стремясь добраться быстрее, выбирает частника, а государство ему ещё за это вынуждено доплачивать.
Ещё один плюс первого подхода, по мнению чиновника, это появление комфортного городского транспорта с учётом единых требований к нему. Однако именно здесь появляется камень преткновения для бизнеса. Поскольку ему необходимо будет закупать или брать в лизинг новый парк, чтобы участвовать в конкурсах. Затраты 16 коммерческих перевозчиков на эти цели оцениваются в 20 млрд рублей. Всего обновить предполагается свыше 2300 машин.
Один из болезненных моментов реформы, который вызывает опасение у горожан, это сокращение общего количества маршрутов за счёт ликвидации «дублей». Об этой проблеме на примере Васильевского острова 78.ru уже писал.
В настоящее время около 200 коммерческих маршрутов повторяют социальные на 40-100%. При этом согласно анонсированным ранее планам чиновников, новая сеть должна уменьшиться на 45%, до 362 маршрутов.
Как пояснил Александр Головин, последний комплексный анализ пассажиропотока для действующей сети был проведён в 2003 году. За 15 лет многое изменились, поменялись места работы людей.
— Поэтому, предлагая эти новые маршруты, мы начали с анализа пассажиропотоков. Мы показали коммерческим перевозчикам и экспертам всю необходимую аналитику, вплоть до того, на каких остановках люди входят и выходят. Мы привлекали для этого сотовых операторов. У нас были организованы и натурные наблюдения. В их ходе сотрудники комитета сами садились в транспорт и смотрели, куда едет и где выходит пассажир. Так что никаких кардинальных изменений для пассажиров не будет, — постарался заверить глава комитета по транспорту.
Как подчеркнул и. о. директора государственного учреждения «Организатор перевозок» Владимир Шведченко, многие эксперты и депутаты ЗакСа упрекали комитет по транспорту за то, что к разработке схемы маршрутов не привлекли современные компьютерные расчёты.
— Наука и её отдельные представители предлагали нам поступить по-другому. Взять специальные транспортные программы, наложить точки притяжения, и дальше программа выдала бы совсем другую маршрутную сеть. У нас бы появились магистральные маршруты и подвозящие к ним хорды. То есть, было бы больше пересадок, что тоже вряд ли кого устраивает, — пояснил Владимир Шведченко.
По словам Александра Головина, именно так поступил Екатеринбург, и в итоге в городе начался транспортный коллапс. Чиновник напомнил также, что в рамках реформы с городских улиц не просто уберут около 2000 маршруток, но добавят новые троллейбусы, трамваи и городские автобусы.
Как рассказала дозвонившаяся в студию телезрительница, жители улицы Стойкости обеспокоены судьбой муниципальных автобусов.
— Маршрутки, как флибустьеры, шныряют до метро. А наши водители городских автобусов с трудом подъезжают к остановкам. Валидаторов в маршрутках зачастую нет, они останавливаются, как попало и где попало, из-за этого и ДТП бывают, — повторила она слова Александра Головина.
Как констатировал Владимир Шведченко, в настоящее время заставить перевозчиков не заниматься «обгонялками» никто по закону не может.
По словам Александра Головина, при регулируемом тарифе у бизнеса пропадёт интерес «подрезать» городской транспорт, так как все деньги будет собирать казна, а потом уже передавать их предпринимателям. Главным условием сотрудничества с городом станет стабильность и беспрерывность движения. Если эти правила соблюдены не будут, то маршруточников оштрафуют.
— Мы склоняемся к тому, чтобы использовать в реформе контрактно-затратный метод, — поделился он.
При такой схеме выплачивать из бюджета деньги по контракту перевозчикам будут по проделанному километражу, а не заложенной потенциальной выручке.
Ещё один дозвонившийся в студию горожанин назвал состояние общественного транспорта в Петербурге «аховым».
— Я видел общественный транспорт в других городах. Там новые троллейбусы, трамваи, автобусы. И они генерируют крупные доходы в бюджет. Потому я лично считаю, что город должен брать максимально на себя организацию системы движения общественного транспорта. И хватит уже раздавать субсидии тем, кто половину доходов скрывает от государства. Кроме того, давно пора избавить общественный транспорт от бесконтрольной власти мигрантов, — отметил он.
Между тем телезрительница Ирина назвала современные городские автобусы, сдвоенные из двух «вагонов», очень неудобными.
— Там много высоких сидений, некомфортных для пассажиров с маленькими детьми и пожилых. Да и в пробках такие машины стоят подолгу. Комфорта хочется, но настоящего, а не показного, — призналась она.
Как заверил в заключении Владимир Шведченко, время для обсуждения ещё есть, власти Петербурга постараются учесть предложения всех. Однако организовать маршрут для всех прямо от дверей подъезда до нужной пассажиру точки никогда не получится. Он добавил также, что жителей всех районов обязательно проинформируют за два-три месяца о том, как изменятся маршруты.
Отметим, что, например, после открытия станции метро «Беговая» в Приморском районе также существенно скорректировали маршруты коммерческого транспорта. Объявления об этом появились задолго. Но потом два-три месяца всё равно пассажиры с изумлением наблюдали, как их маршрутка вдруг сворачивает «не туда». В масштабах всего города это может привести к существенным проблемам.
Больше интересных статей читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».