Общество
09:1513 июня 2019

Съесть нельзя выбросить: петербургские рестораны распродают блюда «второй свежести»

В Северной столице запускается сервис, который должен помочь справиться с проблемой голода.

Про голодающих детей в Африке слышал, наверно, каждый. Но нашлись те, кто нашел проблему и ближе — в Петербурге. Не секрет, что рестораны выбрасывают нереализованную еду, поэтому в Северной столице запускают новое приложение, которое поможет и общепиту избавиться от убытков, и страждущим — утолить голод. Платформа предоставляет заведениям возможность продать уже приготовленные, но не проданные блюда, со скидкой, чтобы их не выбрасывать. Разработчики призывают «спасать» еду от участи оказаться в мусорном ведре. Решит ли новое приложение проблему голода или станет платформой для промоакций ресторанов разбирался 78.ru.

По-крестьянски: не выбрасывать еду

Сервис еще не запустился, но у него уже немало партнеров, и разработчики предлагают присоединиться остальным рестораторам Петербурга. Им сулят заработок на «продуктах, которые вы обычно выбрасываете». Оказывается, таких немало. У начинающих бизнесменов общепита может быть до 30% невостребованных блюд, еще 10% закладывают на ошибки. Новичков подкупает и то, что платформа может привлечь новых клиентов. Есть и другая сторона вопроса — этическая. Борьба с проблемой голода, улучшение жизни на земле и спасение планеты, — всем этим тоже заманивают к сотрудничеству. Но главным образом рестораторов, конечно, заботит сторона коммерческая. Если и не заработать на непроданном, то хотя бы не уйти в минус. Надеются на то, что человек, который купится на большую скидку, будет не слишком привередлив к, допустим, внешнему виду.

— Я как крестьянин, сын крестьянина, который вырос в деревне, я не могу выращенный продукт выбросить, я буду из него делать все. В деревне вообще нет такого, чтобы взять в мусорку и что-то выбросить. Скотина съедает, куда-то закапывается, удобрение и так далее. Поэтому это приложение — это шаг очень положительный. Мы бы очень хотели популяризировать этот сервис, — считает партнер сервис ресторатор и шеф-повар Александр Овсянников.
Александр Овсянников/ Фото: личная страница Александра Овсянникова в vk.com
Александр Овсянников/ Фото: личная страница Александра Овсянникова в vk.com

Он также добавил, что на старте они пытались распродавать некупленное сами. За 10 минут до конца рабочего дня объявлялась 50% скидка на манты. И к этому времени выстраивалась очередь, было много недовольных тем, что им не хватило уцененной еды или досталось в недостаточном количестве. А сервис помогает решить проблему — общаться с недовольным клиентом не придется.

Невостребованная еда — ошибка повара

Правда, не все рестораторы отнеслись к сервису с таким воодушевлением. Старожилы этого бизнеса уверены, что хорошему заведению такие платформы ни к чему. При отлаженном производственном процессе отходов бывает минимум. К тому же все блюда готовятся под заказ и если какое-то осталось, то это вызывает сомнение: почему от него отказались, сколько оно простояло, может быть, кто-то его не доел. Если же невостребованных блюд действительно много, то это ошибки шеф-повара. Тогда надо или его менять, или просто закрывать заведение. Такая же ситуация и с продуктами, у которых подходит срок годности. При высокой проходимости — хороший оборот продуктов. Кроме того, современные способы, шоковая заморозка и вакуумизация, позволяют увеличить срок хранения заготовок до трех недель.

— Продавать всегда выгодно, только не понятно, что. Как это? Например, мне говорят, что есть из какого-то ресторана сибас невостребованный или тунец, мы можем привести вам по бросовой цене, он уже приготовлен. И возникает вопрос, когда его приготовили и для кого? Так не делает даже «Макдональдс». Откуда возьмется такая еда? Возможно, еще в столовых невостребованная есть, но не в ресторанах. Фаст фуд? Ну это на то и быстрое питание, чтобы под заказ. Как оно может быть не востребовано. Этот сервис вызывает очень много вопросов, — считает ресторатор Леонид Гарбар.
Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Он не исключает также, что платформа задумана все же не для того, чтобы распродавать еду на выброс, а для стимуляции продаж. Есть предложение со скидкой, которое может привлечь клиента. Но, по опыту ресторатора, для этого не нужны специальные платформы. Акции можно объявлять прямо в заведении. Например, счастливые часы или блюдо дня.

От 50 и больше

Сомневаются в новом сервисе и надзорные органы. Согласно требованиям СанПиН, готовые горячие блюда хранятся не более трех часов, холодные — и того меньше, до часа. Причем содержать их это время нужно в определенных условиях: на мармите и в охлаждаемой витрине соответственно. После — блюдо превращается в пищевые отходы и подлежит утилизации. Отследить сроки просто. Каждое готовое блюдо должно заноситься в бракеражный журнал. К тому же, согласно санитарным правилам, продукция общественного питания готовится партиями по мере ее спроса и реализации.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com
— Что значит, что блюдо остается? Это значит, что истекло положенное время хранение и фактически оно просрочено. Есть угроза употребления несвежей пищи. Последствия могут быть разными: от тяжелого отравления и расстройств до причинения вреда здоровья. Пока на сайте этом предлагаются вторые блюда, пирожные. Если продукты будут реализовываться в установленные СанПиНом временем — пожалуйста. Если нет, тут могут быть разные штрафы в зависимости от применяемой статьи: от 50 тысяч рублей до серьезных санкций, — прокомментировала начальник отдела надзора за продукцией в обороте управления Роспотребнадзора по Петербургу Инна Соколовская.
ТехнологииЕдаПродуктыТорговля
Новости партнеров