Культура
17:556 июня 2019

Зарабатывать или воспитывать: должно ли театральное искусство превратиться в бизнес?

Директор Театра Наций Мария Ревякина, продюсер Александр Вайнштейн, балерина Диана Вишнёва и другие деятели искусства обсудили на ПМЭФ ситуацию, в которой оказался российский театр. Кто должен за всё платить? И должно ли искусство стать коммерцией?
Фото: пресс-служба мюзикла "Нотр Дам де Пари"

Оптимизация против творчества

— Что такое успешный театр? Берёте двух-трёх актёров, стол, стул, делаете спектакль и начинаете катать его по стране. Это называется «антреприза». Или делаете мюзиклы, которые идут по 15-20 лет, и это — действительно бизнес, — заявила Мария Ревякина на дискуссии, посвящённой финансовому будущему отечественных театров.
Мария Ревякина/ Фото: globallookpress.com/ Anton Belitsky
Мария Ревякина/ Фото: globallookpress.com/ Anton Belitsky

Обсуждение этой стороны театральной жизни состоялось в четверг, 6 июня, в рамках Международного экономического форума. Как подчеркнула директор Театра Наций и театральной премии «Золотая маска» Мария Ревякина, сегодня происходят постоянные попытки «оптимизировать» работу театров и заставить их зарабатывать самостоятельно. Но это противоречит самой сути этого вида искусства:

— Чтобы окупить спектакль, его нужно играть часто и с высокими ценами на билеты. В репертуарном театре обычно 30-40 разных названий. Сегодня днём артисты играют спектакль «Иванов», вечером — «Рассказы Шукшина», завтра — «Стиляги»…
Фото: пресс-служба Театра Наций
Фото: пресс-служба Театра Наций

Однако, чтобы выживать самостоятельно, театры должны увеличить количество своих спектаклей до невозможного, подчеркнула Ревякина — к примеру, играть по 450 спектаклей в год вместо 360:

— Но это потогонная система, это немыслимо! А в балете это и вовсе смерть, так как очень увеличивает травматичность.

Заработок на искусстве: печальные цифры

Всего в нашей стране на сегодняшний день 614 государственных театров и ещё несколько сотен независимых студий. По словам Марии Ревякиной, независимый театр набирает обороты в России. Несмотря на отсутствие финансирования из бюджета, такие театры часто получают гранты, за счёт чего выживают — и ставят исключительно интересные спектакли.

Фото: пресс-служба Театра Наций
Фото: пресс-служба Театра Наций

Но в целом же выжить без господдержки русский театр вряд ли сможет, считает директор «Золотой маски». Ведь на всей территории России, за пределами столицы, зрители не могут платить огромные деньги за билеты, чтобы театры перешли на самоокупаемость. А спонсорская помощь составляет мизерный процент:

— Заработок театров, на примере Театра Наций: 41% — это субсидии, 47% зарабатываем мы сами. Спонсорские средства — это 12%, тут мы на втором месте после Большого театра. Но, на самом деле, по всем регионам вклад спонсоров — это 1%! Такова средняя цифра на всю Россию. Все театры России живут от бюджета и от продажи билетов.

А значит, рассчитывать на жизнь за счёт спонсоров отечественному театру совершенно бессмысленно. При этом, Мария Ревякина пожаловалась: субсидии театрам не пересчитываются много лет. За последние семь лет помощь от бюджета искусству выросла на 0,28%. А вот инфляция растёт в сотни раз быстрее, не говоря уже о ценах на коммунальные услуги и товары, которые необходимы для постановок.

Утягиваем пояса

На что же театры тратят деньги? Как рассказала Мария Ревякина, отнюдь не на богатые фуршеты:

— 50-60% — это зарплата всех сотрудников, 16% — содержание здания, коммунальные услуги, налог на имущество и землю. Из оставшихся 20% на новые постановки мы тратим всего 7-8%, остальное уходит на прокат: арендовать контейнеры, обновлять грим, костюмы, парики, отчислять авторские. На творческую деятельность денег остаётся очень мало.
Фото: пресс-служба Театра Наций
Фото: пресс-служба Театра Наций

Сэкономить театр, конечно, может. Но в итоге получится экономия на зрителе. Самый простой способ сэкономить — урезать количество репетиций, ведь каждая репетиция имеет свою стоимость. И это, конечно, может повлиять на качество постановки.

— Можно сказать режиссёру: уложись в пять дней вместо двенадцати. Можно уменьшить количество персонажей. Когда я стажировалась за границей, я была свидетелем такой ситуации: попечительский совет, рассматривая смету, сказал режиссёру: у нас вместо 16 персонажей может быть только 8-9. И хорошо, что это была не классическая пьеса!

Ещё можно отказаться от качественного света, видеоинсталляций, живого оркестра, урезать затраты на костюмы и грим. Как однажды отметил в интервью 78.ru историк моды и театральный художник Александр Васильев, именно ради экономии на костюмах многие театры переходят в «современный» формат, наряжая персонажей классики в джинсы якобы в качестве свежего прочтения старинной пьесы.

Пудриться только полчаса!

Всё это может привести к окончательной смерти театра, так и не выведя его на самоокупаемость. Как рассказала Мария Ревякина, порой поступают просто удивительные требования. К примеру, совсем недавно была попытка ввести нормативы на грим и сценографию. Так, на грим требовалось отводить не более получаса:

— Но всё это очень сложно посчитать! Бывает, грим почти не нужен: припудрился и пошёл, а бывает сложный грим, который можно делать полтора часа. Когда мы получили эти нормативы, мы тут же написали коллективное письмо, и их отменили, слава богу. Но попытки установить театрам какие-то нормативы сверху идут всё время.
Фото: пресс-служба Театра Наций
Фото: пресс-служба Театра Наций

Повышать цены на билеты бесконечно тоже нельзя, отметила директор «Золотой маски».

— Нам уже стыдно поднимать до 20-35 тысяч цены на билеты на Шукшина или Чулпан Хаматову. Плюс перекупщики — это отдельная драма. Мы с ними боремся и надеемся, что вместе с Думой решим проблему. Но, всё равно, сейчас они перепродают билеты за 40-60 тысяч.

«Нужно делать востребованный контент»

В отличие от Марии Ревякиной, продюсер Александр Вайнштейн, на счету которого первый в России мюзикл «Метро», а также успешные проекты Notre-Dame de Paris и «Ромео и Джульетта», твёрдо уверен: искусство это бизнес. Как рассказал Вайнштейн, для того, чтобы окупился «Нотр-Дам», в течение трёх лет пришлось играть по 28 спектаклей в месяц. При этом, продюсер остался крайне недоволен работоспособностью занятых в проекте актёров:

— Я думаю, что во главу угла нужно ставить контент, проект, который потенциально может заинтересовать зрителя. А есть ли у нас артисты, которые способны играть по 28 спектаклей в месяц? На Бродвее такие есть, а мы должны держать по 2,5 состава!
Александр Вайнштейн/ Фото: globallookpress.com/ Viktor Chernov
Александр Вайнштейн/ Фото: globallookpress.com/ Viktor Chernov

Пожаловался Вайнштейн и на отсутствие подходящих под его проекты площадок — из-за этого просто негде играть коммерческие спектакли.

— Надо уйти от ментальной парадигмы «дайте денег», — заявил продюсер. — Надо понять, как эти деньги отбивать и зарабатывать. Вот мюзиклы — мы открыли новое направление в России, то, что они стали популярны, успешны, наша заслуга. Изначально слово «мюзикл» было ругательным, а сейчас это раскрученный проект!

По мнению Вайнштейна, часть театральных затрат должны покрывать меценаты и государство. Но основную часть театры должны зарабатывать сами, предлагая платёжеспособному зрителю популярный и востребованный «контент» по высокой цене. Время «чистого искусства для самовыражения» прошло.

Театр как средство воспитания

Мария Ревякина с создателем мюзиклов совершенно не согласна:

— Всё-таки театр в России — это больше чем театр, перефразируя Бродского. Театр даёт возможность воспитывать и создавать креативного человека, создавать новую эстетическую реальность! И если мы будем создавать в театре только коммерческий продукт и думать, как отбить деньги, это уже не будет театр.
Фото: пресс-служба Театра Наций
Фото: пресс-служба Театра Наций

А говорить о высоких ценах на билеты за пределами двух столиц — и вовсе смешно. Как отметила директор Театра Наций, в регионах театры ставят верхнюю планку в 500 рублей, и уже счастливы, если к ним за эти деньги идут зрители. Сторонний бизнес же не хочет вкладываться в театр, потому что никаких налоговых льгот для него в этом плане не предусмотрено.

Конечно, можно превратить театр в прибыльный шоу-бизнес. Но тогда театральное искусство как явление полностью погибнет в регионах. А на столичных сценах можно будет увидеть лишь яркие коммерческие постановки, сходить на которые смогут позволить себе далеко не все. В России же, на родине Островского и Чехова, представить себе подобное очень страшно.

Больше интересных статей читайте на нашем канале на «Яндекс.Дзен».

ТеатрыКультура РазвлеченияДеньгиБюджетКонфликты
Новости партнеров